Фрагмент выставки "Человек или Некто в сером?!"

25 августа в Мемориальной Мастерской Дома-музея М. А. Волошина открылась экспресс-выставка "Человек или Некто в сером?!" (с рабочим названием "Царство человека должно быть на земле") к 145-летию со дня рождения русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Родился будущий писатель в Орле, окончил классическую гимназию и уже в юные годы Андреев открыл в себе дар слова. Списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Но о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием.

После гимназии окончил юридический факультет и успешно работал защитником в суде. Тогда же неожиданно получил предложение писать небольшие статьи "из зала суда". Опубликованный в газете "Курьер" художественный рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), привлек внимание Максима Горького. Знакомство с писателем, а затем и участниками "Сред" - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным было решающим для его литературной карьеры.

На 1906-1908 годы приходится пик популярности писателя. В декабре 1906 года от послеродовой горячки умирает его жена. Это была трагедия, которую Андреев сложно переживал. "Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь. Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования".

Он уезжает на Капри (Италия), где живёт у Максима Горького до весны 1907 года. Это был период глубоких личных переживаний, новых философских размышлений и переосмысления окружающей действительности. В этот период из под пера Андреева выходят такие повести и пьесы как "Елизар", "Иуда Искариот", "Из рассказа, который никогда не будет окончен", "Жизнь человека", "Царь голод", "Савва", "Чёрные маски" и др.

Леонид Андреев всегда стоял обособленно от литературных течений. Его произведения имели шумный успех, порождали огромную критическую литературу, современниками признавались гениальными или вызывающими. Испытующий и интересующийся взгляд темных глаз всегда следил за критикой своих работ.

В 1907 году выходят три статьи Максимилиана Волошина посвященные творчеству Леонида Андреева. Вырезки статей газеты "Русь" 1907 года, представленные для посетителей, дают возможность ознакомится с трактовкой Максимилианом Волошиным творческого метода писателя и некоторых его произведений.  Кроме того из мемориальной библиотеки М.А. Волошина, выставлена подборка книг с произведениями, статьями писателя, которая свидетельствует о живом интересе поэта к творчеству Леонида Андреева.

Будучи уже известным писателем Андреев, часто оставлял перо и брался за кисть. Он пытался зафиксировать "тот мир" не только в художественных произведениях, но и в фотографии и живописи.

Свое понимание человека в реальном и ирреальном мире Андреев дает в пастели 1912 г. "Один оглянулся" (Собрание Пушкинского Дома, Санкт-Петербург). Картина выдержана в зеленовато-серых тонах с красно-багровыми всполохами и изображает замкнутое пространство: массивные, уходящие ввысь стены, зарешеченное окно приоткрывает огненно-кровавый мир. По вымощенной дороге (ближайшие к зрителю камни – человеческие головы) идет вереница фигур в серых покрывалах, внешним обликом похожих на людей.

Налицо все символы Андреевского творчества – стена, железная решетка, дорога, город, свет и тьма, черное, серое и красное. Что это? Вечная тайна человеческого бытия, сумрачных глубин духа? Аллегория пути человеческого духа в бесконечных лабиринтах мироздания? Мистическое предчувствие грядущих катастроф? Или мистический опыт автора? "Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответа на них не даю", - писал Андреев.

На выставке представлены материалы из научно-вспомогательного фонда Дома-музея М. А. Волошина - фотографические репродукции его картин. Начиная с 1910 г., Леонид Андреев также создает серию экспериментальных фотографий, в которых, наряду с реальными людьми и вещами, присутствуют призраки – посетитель сможет увидеть самые известные из фотографий на выставке.

оценок пока нет...
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт