Выставка "Сотворение Киммерийского феномена: Волошин и Государственная Академия художественных наук" посвящена 90-летию выставки акварелей М. А. Волошина в ГАХН (Государственная Академия художественных наук).

Может быть, ее далеким прототипом следует считать Платоновскую академию во Флоренции XV века. В. И. Мильдон

Академия существовала в России в двадцатых годах ХХ века и была закрыта директивным постановлением в 1930 году как несоответствующая марксистской идеологии. Являлась уникальным культурным центром, где были собраны лучшие творческие силы в области искусства и, в последнее время, внимание к Академии, изучение ее материалов, привлекает к себе все большее число исследователей разных стран мира.

О. С. Северцева у входа в выставочный зал. Открытие выставки. Первые посетители выставки.

Экспозиция выставки вызвала огромный интерес у гостей и жителей Коктебеля. Фрагмент выставочной экспозиции. Портрет Н. А. Северцовой кисти А. Г. Габричевского (в центре). Карикатура Кукрыникс на деятельность ГАХН (слева) и копии фото ГАХНовцев из следственных дел (внизу). Шуточные зарисовки коктебельского быта Н. А. Северцовой-Габричевской из собрания О. С. Северцевой. Экспонаты из фондовой коллекции Дома Поэта.

В ее основание легли философские, научные и художественные идеи. С одной стороны, это были теоретические работы и планы художника Василия Кандинского, который определял методы и задачи принципиально новой науки об искусстве, и часть его идей была развита в ГАХН.  Эти идеи Кандинского в ГАХН перенес один из ведущих ее ученых, теоретик искусства А. Г. Габричевский,  который, будучи "непосредственным единомышленником" (по его собственным словам) художника,  принимал участие в создании Физико-психологического отделения, первым председателем которого стал Кандинский и членом которого стал Габричевский.

Еще одним инициатором создания Академии был философ Г. Г. Шпет, для которого учреждение данной институции стало своего рода философским экспериментом. Для Шпета искусство было одним из видов знания:  "Что такое искусство вообще, что такое каждое искусство в отдельности,  что такое стиль, что такое его признаки: натурализм, классицизм, экспрессионизм, свет, тень, контур, пятно, ритм и т.д.?".

Деятельность ГАХН непосредственно связана с удивительным феноменом развития российской культуры в первые десятилетия ХХ века, с расцветом науки и искусства в этот период, несмотря на неблагоприятные внешние условия – война, две революции, мировоззренческий кризис русской интеллигенции.

1924 год стал годом основания Философского отделения ГАХН и годом знакомства М. А. Волошина и А. Г. Габричевского. Последовало приглашение  в Коктебель и, начиная с этого года и вплоть до смерти (с вынужденными перерывами) Габричевские проводят летние месяцы в Коктебеле. Сюда же впоследствии приезжают их друзья и коллеги по ГАХН: философ-логик А. С. Ахманов, литературовед М. А. Петровский, А. А. Сидоров (Библиологический отдел ГАХН), востоковед А. С. Стрелков, композитор А. А. Шеншин, поэт и переводчик С. В. Шервинский, филолог-структуролист Б. И. Ярхо.

В Коктебеле вокруг Волошина образуется своеобразная ГАХНовская компания. В статье, посвященной А. Г. Габричевскому А. М. Кантор, говоря о коктебельском периоде жизни Габричевского и его коллег, пишет: "Особую роль в жизни и судьбе Габричевского играл Коктебель, одна из великих "художественных колоний", обязанная своим необычно долгим процветанием ее основателю – поэту, художнику и мыслителю Максимилиану Волошину. Коктебельская община переняла многое от меценатских, усадебных коллективов, таких как Абрамцево С. И. Мамонтова и Талашкино  княгини М. К. Тенишевой, - прежде всего тягу к единству искусств... Там культивировалось совместное художественное творчество, осуществлялась мечта романтиков и Вагнера о сотрудничестве всех искусств в едином многоцветном спектакле.

Однако братство Коктебеля имеет более универсальный смысл: здесь соединялись поэты, писатели, художники, музыканты, ученые, летчики, философы – независимые мыслители, энтузиасты, открыватели, творцы, те, кто может дерзать и достигать высот. В Коктебеле была своя "легенда веков", поскольку в Крыму действительно встречались все века – первобытные пещеры и античные руины, средневековые крепости и татарские мечети, здесь были своя почти домашняя Греция и почти домашнее Возрождение. Был в Коктебеле и свой театр, вернее театрализация жизни, хитоны и симпосионы, представления и ритуалы, жертвенники и песнопения, то есть это был исторический театр, перекличка столетий".

Коктебельский быт (или бытие) проникнут для них духом древних, археологических культур, античной классики, романтики Возрождения, восточной символики. Всех их роднит глубинное понимание цельности, красоты и единства этой древней земли. "Месторождением духа" могли бы назвать Коктебель очень многие знаковые фигуры начала ХХ века. Коктебель – это и "литературный Олимп", и знаменитый "Обормотник", и своеобразный лицей для молодых поэтов и художников. Здесь они общались со своими друзьями и единомышленниками, встречали рассветы и провожали закаты на знаменитой волошинской Вышке, совершали прогулки по любимым Волошиным коктебельским холмам и отрогам Кара-Дага.

В результате здесь, в этом краю, "где подобает жить поэтам" рождался киммерийский феномен как сплав высокой поэзии и философских раздумий, слияния гармонии и красоты, стремления оставить в вечности для будущих поколений лица и лики любимой земли.

С 1924 года в Доме Поэта начали отмечать именины Максимилиана Волошина со свойственным им праздничным настроением, театрализовано-музыкальными постановками и действами. С этого момента 17 августа стало "кульминацией летнего сезона". В этом смысле теперь таким кульминационными днями стали сентябрьские дни, когда происходит Международный научно-творческий симпозиум "Волошинский сентябрь" в Коктебеле.

Особый интерес представляет собой выставочная деятельность академии. ГАХН организовала ряд международных выставок: Венецианскую (1924 г.), Парижскую (1925 г.), Миланскую (1927 г.), персональные выставки современных художников, в том числе и М. А. Волошину. В январе 1927 года Волошин отправил 173 акварели в ГАХН в Москву. 26 февраля того же года состоялось открытие выставки.

ГАХН просуществовал до 1929 года. С ее закрытием и арестом многих ее деятелей прервалась преемственность научной мысли. Новая наука об искусстве оборвалась. Ей на смену пришло советское искусствознание и литературоведение, основанное на марксистской идеологии и эстетике. В 1929 году достигла своей кульминации антигахновская кампания в прессе.

На выставке представлены уникальные материалы из архива О. С. Северцевой, фондовой коллекции Дома-музея М. А. Волошина. Некоторые из экспонируемых рукописей содержат стихотворения, обращенные к Максимилиану Волошину и другим обитателям гостеприимного волошинского Дома. И часто творческим ответом на эти стихи становятся шуточные зарисовки Н. А. Северцовой и А. Г. Габричевского. Уникальна серия портретов друзей и коллег Александра Георгиевича, выполненная им с необычайным мастерством.

Каждый из портретов наполнен глубоким психологическим смыслом, где на первый план проступает не столько внешнее сходство, сколько напряженная работа мысли. Привлекут внимание посетителей киммерийские пейзажи художника, его иллюстрации к произведениям Данте, многочисленные эскизы, наброски, шуточные зарисовки неповторимого коктебельского быта. Замечателен портрет Волошина, на котором Габричевский представил "киммерийского мага" в период его творческого расцвета (середина 20-х годов прошлого столетия), когда были написаны его лучшие поэтические и акварельные работы.

В экспозиции нынешней выставки представлены фотографии, запечатлевшие сотрудников ГАХН и Максимилиана Волошина на открытии выставки художественных работ поэта, каталог выставки со статьей А. А. Сидорова, отрывок из статьи Габричевского "Героический пейзаж и искусство Киммерии", письма, иллюстрированные шуточными рисунками "на злобу дня", как правило, исполненными художницей Натальей Северцовой.

Особый интерес вызывают фотографии постановочного плана и "живые картинки", на которых представлена "коктебельская колония ГАХНовцев", являющихся  инициаторами праздников, спектаклей, мистификаций, розыгрышей, поэтических турниров, проводимых в Коктебеле в 1920-х годах.

Создатели выставки надеются, что она привлечет внимание не только к художественному, но и к научному наследию А. Г. Габричевского и его коллег. Представленные материалы дадут возможность ознакомиться не только с живописью и графикой художника, но и с самобытными, яркими, праздничными рисунками его супруги Н. А. Северцовой, в полной мере ощутить редкое сочетание черт, присущих примитиву, с внутренней культурой, юмором и вкусом, естественными для семейного круга Габричевских-Северцовых.

Таким образом, выставка – это непрерывный диалог поэтов, художников, философов и ученых, порой шутливый, а порой серьезный, но всегда глубокий и содержательный.

Хотелось бы отметить, что открытие выставки стало возможным, благодаря напряженной и кропотливой работе целого творческого коллектива музея: заведующей отделом научно-фондовой работы И. Н. Палаш (ее скрупулезную работу по отбору и систематизации материалов трудно переоценить); научных сотрудников отдела научно-фондовой работы В. А. Шушунова (заслуга по монтажу, техническому оформлению, развески экспонатов всецело принадлежит ему) и Н. Ю. Кошелевой, лаборанту Т. С. Хуторянской и научному сотруднику отдела научно-информационной и организационной работы И. И. Гулянич.

Можно смело констатировать, что наряду с выставкой "Киммерия М. А. Волошина", проведенной в музее-заповеднике "Абрамцево" и получившей большой общественный резонанс, эти яркие, зрелищные, информативно наполненные выставки могут считаться настоящим открытием нынешнего года в плане научно-экспозиционной и научно-фондовой работы.

Открытие выставки состоялось 20 сентября 2017 года. Выставка будет экспонироваться в часы работы Дома-музея М. А. Волошина до 28 февраля 2018 года.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт