Выставка "Сказочное кружево России" в Литературно-художественном музее города Старый Крым. Вероника Чеканова и Галина Богданова на выставке "Сказочное кружево России" в Литературно-художественном музее города Старый Крым.

В Литературно-художественном музее открытие выставки "Сказочное кружево России" мастерицы Галины Богдановой - члена Ассоциации народных художественных промыслов Крыма и регионального центра "Орьнек". Кружевное изделие "Месяц" на выставке "Сказочное кружево России" в Литературно-художественном музее города Старый Крым.

Кружевное изделие "Солнце" на выставке "Сказочное кружево России" в Литературно-художественном музее города Старый Крым. Дорожка "Красный цветок" на выставке "Сказочное кружево России" в Литературно-художественном музее города Старый Крым.

В Литературно-художественном музее города Старый Крым состоялось открытие выставки "Сказочное кружево России", на которой представлены творческие работы мастерицы Галины Богдановой - члена Ассоциации народных художественных промыслов Крыма и регионального центра "Орьнек", призёра международного конкурса "Кружевная чудо-птица" 2015 года. Её работы становились украшением многих выставок-ярмарок Симферополя, Ялты, Севастополя, Алушты и Москвы.

"Сказочное кружево России" - выставка о наиболее известном промысле России. Главная задача  выставки состоит  в том, чтобы познакомить посетителя с видом декоративно - прикладного искусства и раскрыть историю появления и развития кружева. Галина Григорьевна более 20 лет занимается кружевоплетением и освоила несколько техник. Она плетёт сцепное и многопарное кружево, но самым  интересным является то, что мастер владеет приемами различных школ русского кружева. Выставка "Сказочное кружево России" является специфическим средством коммуникации и преподносит зрителю рукотворное художественное произведение. В работах Галины Богдановой заложена материализованная энергия творческого духа художника.

На выставке представлены кружева вологодской школы – серебристое плетение (вологодский иней), льняные нитки, характерная скань – веревочка и косичка, оплеты "калачики" и другие характерные этому промыслу элементы. Вятская школа представлена небольшим количеством предметов, но каждая вещь- яркий представитель этой школы. Это и сетчатые фестоны, полотнянка с дырочками, плетение внахлест в том числе и в "цепке"). Большой воротник и шарф сплетены из мулине, что также характерно вятскому плетению. В экспозиции находится и образец елецкого кружева ("елецкий одуванчик").

Автор работ с большим удовольствием познакомила зрителя с представленными образцами декора из кружева: панно, скатертями, элементами одежды, а также рассказала о панно "Северные мотивы", которое стало центральным экспонатом выставки "Сказочное кружево России". Эта работа была выполнена вместе с сыном Галины Богдановой, который изготовил коклюшки, рамочку и совместный эскиз. Все присутствующие совершили увлекательное путешествие в мир кружева, где кружевные панно настроили на творческий и радостный лад.

Выставка познакомила музейную аудиторию с разнообразием тем и сюжетов кружева, где важными элементами композиции являются изображения морозного узора на стекле, застывших снежинок, инея, зимних пейзажей и метелей. Каждый экспонат, представленный на выставке, обладает определенными характеристиками: ажурностью, легкостью, тонкостью, воздушностью и хрупкостью. Поэтому на выставке царит атмосфера волшебной сказки, маленькой кружевной страны.

Мастерице всегда хочется создавать вещи не только в эталонном виде, но и такие, каких еще никто не плёл. Галина Богданова очень любит плести из нитей разной фактуры, сочетать приемы разных школ, очень нравиться создавать цветное кружево, где цветные нити подчеркивают графичность кружева или помогают достичь живописного эффекта.

Кружевоплетение, как и любое другое рукоделие, находится в постоянном развитии. Одно из современных направлений – создание миниатюр, которые, несмотря на свои размеры, а, может, и благодаря им, позволяют мастерице полностью продемонстрировать своё мастерство. В наше время традиции кружевоплетения не забыты, а само кружево является изысканным украшение костюма, интерьера.

Краткая историческая справка по теме кружево. Первоначальное значение "кружево" происходит от слова "окружать"; и означало оно отделку одежды в виде каймы на полах и рукавах одежды. Кайма могла быть различной: тканной, нашитой или вышитой. Первые кружева на Руси использовали именно в виде нашивок. Сейчас "кружевом" называют ажурное изделие. Обычно в понятие "кружево" включают вещи, выполненные в разных техниках – шитое, плетенное, вязанное. Хотя вязанные вещи, строго говоря, кружевом не являются, это ажурный трикотаж.

Кружево – искусство европейское. Так как без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнять невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI с этим временем, вероятно и следует связывать возникновение кружевоплетения. И скорее всего, возникло оно в центре стеклодувов – Венеции (производство булавок, было побочным продуктом). Италия долгое время была монополистом в производстве кружева, и берегла тайну их производства, не хуже, чем тайну "венецианского стекла".

Памятников русского кружева раннее XVII века не сохранилось. Для наиболее ранних образцов характерно плетение из золотых и серебреных нитей. Его употребляли для украшения царской, боярской и церковной одежды. В XVIII веке наряду с золотисто-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. Петровские реформы внесли изменения в русский быт, особенно в быт правящих слоев общества. В украшении костюмов европейского образца широко использовали нитяное кружево.

С приходом новой моды спрос на кружево резко увеличился. Во многих усадьбах возникли целые кружевные мануфактуры по производству кружева, где кружева создавали крепостные девушки. Со временем кружевоплетение перерастает в промысел, кружево плетут не только крепостные мастерицы, но и горожанки, крестьянки, вынужденные искать дополнительный заработок. Кружево, также, входило в "дамское рукоделие", богатые барышни занимались им не для заработка, а для удовольствия.

После революции кружево вначале было забыто как барская забава. Но в 1930гг, возникло новое направление в орнаменте кружева, цветы и листья заменили самолеты и трактора. Образцы этого время поражают меня: изображения, казалось бы, очень далеких от рукоделия объектов очень гармонично вплетались в кружевное "полотно". Во время Великой отечественной войны кружево стало "валютным запасом", часть ленд-лиза оплачивалось кружевами.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт