24 июля в Доме-музее М.А. Волошина в рамках комплексной программы «Знаменательные даты года» открылась выставка «Их дух, их мысль, их ритм, их крик… Я верен им» (М.А. Волошин), посвящённая юбилеям русских и зарубежных философов. В этом году исполняется 165 лет со дня рождения Вл. Соловьёва, 135 – И. Ильина, 465 – М. Монтеня, 395 – Б. Паскаля, 305 – Д. Дидро и 230 – А. Шопенгауэра.

Выставка призвана осветить вопрос причастности М. Волошина к философии на примере жизни и творчестве поэта, раскрыть его философские интересы и общие аспекты мировоззрений с выше перечисленными философами, отразить роль философов-юбиляров в формировании индивидуального мировоззрения Максимилиана Александровича.

Витрина 1. Вл. Соловьёв

Специального философского образования М. Волошин не получил, но его образованность в области философии и причастность к философской мудрости очевидны. Кроме того, он – личность философски уникальная и многогранная, в течение длительного времени актуален и востребован у разных слоёв общества. Всем этим поэт-символист во многом обязан трудам тех, у кого учился мыслить космоперсонально (определение Эриха Соловьёва), духу и мысли которых остался верен во многом. Ведущее влияние на формирование мировоззренческих взглядов и творчество Волошина оказал В. Соловьёв. Но в некоторых аспектах воззрений поэта отразилась так же философия И. Ильина, М. Монтеня, Б. Паскаля, Д. Дидро и А. Шопенгауэра.

Витрина 2. И. Ильин и М. Монтень.Основу выставки составили книги мыслителей, среди которых присутствуют и их главные труды. Так посетитель может ознакомиться с «Тремя разговорами о войне, прогрессе и конце всемирной истории» русского религиозного философа В. Соловьёва (Санкт-Петербург, 1903). Нужно заметить, что историософская концепция, изложенная в этой книге, оказала огромное влияние на формирование взглядов М. Волошина. «Три разговора» упоминаются и цитируются им неоднократно в его статьях, письмах, дневниках, автобиографии. Немаловажное значение имеет то, что наибольшая часть книг данного комплекса – прижизненные издания В. Соловьёва.

Важное место на выставке займёт немалоизвестная книга русского философа И. Ильина «Духовный смысл войны» (Москва, 1915). Возможно, она стала одной из составляющих, побудивших Волошина к созданию статьи «Скрытый смысл войны» (фонды музея). Выставка покажет результат сравнения обоих трудов и выраженные через них общие аспекты мировоззрений Волошина и Ильина, подкреплённые примерами из жизни и творчества поэта. К слову, М. Волошин был дружен с кузинами жены И. Ильина Натальи Вокач – Евгенией и Аделаидой Герцык, жившими в Судаке (их фото можно увидеть здесь же, собрание музея).

На выставке впервые будут демонстрироваться основные труды французских мыслителей (на французском языке): «Салоны» («Salons») Д. Дидро (Париж, 1821), «Опыты» («Essais») М. Монтеня (Париж), «Мысли» («Pensées de Pascal») Б. Паскаля (Париж). А также в переводе на русский язык «Мир как воля и представление» немецкого философа А. Шопенгауэра (Москва, 1901; Москва, 1903).

Витрина 3. Д. Дидро и А. ШопенгауэрКнига Монтеня «Опыты» найдёт сравнение с дневником М. Волошина «История моей души», который напоминает труд мыслителя, – реалистичный портрет, отображение самопризнаний, вытекающих из наблюдений над самим собой, размышления над своей природой и природой человеческого духа в целом. Согласно труду А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», Волошин в своё время искал свою философию жизни «на дороге искусства» и утвердился как приверженец «нового искусства» (символизма). Как Б. Паскаль («Мысли о религии»), поэт видел спасение человечества в христианстве. «Примеряв» в молодые годы все мировые религии, он возвратился к православию. Книга Дидро «Салоны», в которой автор рассматривал изобразительные искусства как своеобразное средство воздействия на умы, найдёт сравнение с лекцией М. Волошина «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (собрание музея). А вырезки из газет «Русь» и «Утро России» (фонды музея) со статьями Максимилиана Александровича о театре и «Об искусстве актёров», в которых запечатлены размышления автора об актёрском мастерстве, схожие с мировоззрениями мыслителя, завершат тематику.

Витрина 4 - Б. Паскаль

Кроме того, выставка будет дополнена фотографиями и машинописью стихов М.А. Волошина (с правкой автора), которые, в свою очередь дадут заключительную картину раскрываемых тем.

Выставка будет действовать по 4 декабря 2018 года.

    

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт