Общий вид выставки

10 октября 2018 года в Доме-музее М.А. Волошина открылась книжная выставка «Творчество, созвучное эпохе», посвященная 115–летию со дня рождения Михаила Васильевича Куприянова - живописца, графика, книжного иллюстратора, мастера политической карикатуры, пейзажиста.

Выставка пройдет в рамках цикла «Коктебель – культурная Мекка» и продлится до 20 декабря 2018 года.

Книга «Кукрыниксы» подаренная М. Куприяновым и П. Крыловым Марии Степановне в 1950 г

Основу выставки составили материалы из научной библиотеки Дома Поэта: репродукции живописных произведений Куприянова разных лет, написанных в Коктебеле, репродукция картины с автографом «Дорогой Марии Степановне на память М. Куприянов. Коктебель. 1948 г. окт.» (оригинал находится в фондовом собрании Дома-музея М.А. Волошина), книга «Кукрыниксы» (1950), подаренная М. Куприяновым и П. Крыловым Марии Степановне в 1950 году в Коктебеле с автографом : «Дорогой Марии Степановне на добрую память о нас. Кукрыниксы. М. Куприянов, П. Крылов. 1950 г. Коктебель, август», книга «Кукрыниксы втроем» (1975) подаренная художником первому заведующему Домом-музеем М.А. Волошина Владимиру Петровичу Купченко с автографом: «Дорогому Владимиру Петровичу на добрую память от старых коктебельцев Куприяновых. М. Куприянов. Москва. 3 окт.1977 г.», фотографии Михаила Куприянова, отражающие коктебельский период его жизни. Особое внимание уделено его дружеским связям с Домом Поэта. В экспозиции представлены письма Куприянова Марии Степановне и Владимиру Купченко.

Художественные работы М. Куприянова, написанные в КоктебелеМихаил Куприянов страстно увлекался рисованием с детства. Еще мальчиком на роди­не, в небольшом волжском город­ке Тетюши, он принял участие в выставке самодеятельных худож­ников, и его акварельный пейзаж получил первую премию. Но годы его юности совпали с трудным периодом становления Советского государства. Была разруха, вре­мя было голодное, и Куприянову пришлось податься на заработки в чужие края. Так он попал ра­бочим на угольные шахты Турке­стана. Там тоже было замечено его увлечение рисованием и его направили в ташкентскую художественную школу-интернат. Занятия юноши проходили настолько успешно, что вскоре он получил направле­ние в Москву для продолжения художественного образования в высшем учебном заведении. Во Вхутемас его приняли без экза­менов на основании представлен­ных им работ. Куприянов попал на литографское отделение гра­фического факультета, где его на­ставниками стали выдающиеся советские графики Н.Н. Купреянов и П.В. Митурич. Его занятия не ограничива­лись стенами класса и изображе­нием той или иной модели, его тянуло в город, где в живом те­чении жизни рисовал он на ули­цах, бульварах, в поездках, а также во время каникул. Но особенно близка была хмуро­му с виду, долговязому юноше в пенсне стихия смешного. Именно эта его черта свела его сначала с Порфирием Крыловым, чьи ка­рикатуры он приметил в вузов­ской стенгазете, а затем с Николаем Со­коловым. Репродукция картины М. Куприянова (оригинал картины, подаренный Марии Степановне, находится в фондовом собрании Дома-музея М. А. Волошина) С той поры и зароди­лось известное теперь во всем мире содружество «Кукрыниксы». На протяжении всей жизни художника продолжалась творческая деятельность в составе этого коллектива. Не случайно темой дипломной работы Куприянова стала серия шаржей на деятелей искусств — Эйзенштейна, Станиславского, Мейерхольда, Луначарского, Гра­баря и других. Совсем иным предстает Куприя­нов в своих живописных работах, исполненных не от лица Кукры­никсов. Здесь он поэт и лирик. Пейзаж издавна стал его излюб­ленным жанром живописи, в ко­тором он постигает поэтическую прелесть и очарование родной природы. Вспоминая о своих детских годах, проведенных на Волге, Куприя­нов замечает: «Пароход, дав про­щальный гудок, покидал при­стань. А мы, мальчишки, возвра­щались к прежним занятиям: ку­пались в реке, ловили рыбу, ка­тались на лодках. Вероятно, этим объясняется, почему я с детства люблю воду, люблю писать пей­зажи с водой, лодками, баркаса­ми». Быть может, именно поэто­му он так поэтично передает при­брежный пейзаж Азовского моря («Два баркаса», 1952), так охот­но обращается к видам Ленин­града, где архитектурные шедев­ры любуются своим отражением в зеркале рек и каналов. А в Крыму Куприянов любил писать Коктебель – место, лишенное богатой растительности, но пленяющее особой прозрачностью морской воды и изумительным берегом: покрытыми выцветшей травой холмами, изменяющими свой цвет в течение дня. Неизменная внутренняя наполнен­ность работ Куприянова, его ост­рая наблюдательность, тонкая ли­рическая окрашенность произве­дений — вот основные черты твор­ческой индивидуальности худож­ника.

оценок пока нет...
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт