ВыставкаС 22 сентября 2018 года в музее Марины и Анастасии Цветаевых работает экспресс-выставка «Путешествие во времени со старой открыткой». Исследователи почтовых письменных отправлений считали, что открытка пришла к нам из Древнего Египта. Две с лишним тысячи лет назад до нашей эры древние египтяне сражались с семистскими племенами. Древнеегипетские писцы составили донесение фараону о победе в этом сражении на листе папируса, украсив его рисунками на сюжет происшедшей битвы.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она была посвящена празднику св.Валентина. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому . Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

Вскоре открытки появились и в других странах. Обыкновенные иллюстрированные открытки официально введены почтовым ведомством России в 1872 году. Называли их тогда «открытыми письмами».

В начале XIX веке в Англии стали использоваться поздравительные карточки, посвящённые Пасхе, рождеству, дню св.Патрика. Не все они пересылались по почте, но всё-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». Вид виставкиВ 1975 году была выпущена серия рождественских открыток , исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через 5 лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением. Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавало открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства. 

Более того, следует отметить, что "предпочтовые" годы в истории открытки в немалой степени предопределили "официальное" ее рождение в 1878 году.

Выствка Путешествие во времени со старой открыткой

В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шелка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шелка.

Юные посетители выставкиЗаведующая музеем Марины и Анастасии Цветаевых Микитюк Валентина Ивановна

Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки, известные в Европе еще до учреждения открыток как почтовых отправлений, вошли в моду в России уже в открыточную эру. Часто предназначение таких карточек отличалось от привычного западного. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику.

Игорь Ковалевский, композитор, аранжировщик, музыкантВопрос о том, в какой стране обычно изготовлялись, например, карточки с шелком, или, хотя бы, где они впервые были выпущены и откуда пошла мода на них - остается открытым. В России принято считать, что они изготовлялись в Европе, возможно, в Германии. В Европе же считают, что мода на них пришла, чуть ли не из Японии или Китая, при этом упоминая, что все то, что доподлинно неизвестно, обычно относят к этим странам Азии. Подобные карточки, особенно непочтовые, обычно не имеют знаков издателей. Возможно, что очень высокое качество их изготовления служило визитной карточкой издателя и не требовало дополнительных знаков. Недаром же, что некоторые забытые технологии, такие как высечка, и по сей день относят к секретам гильдии, подразумевая, что не всем дано постичь тайну их высокого качестволго хранил такие карточки - можно ли было выбросить такую красоту?

Путешествие во времени с открыткой знакомит гостей музея Марины и Анастасии Цветаевых с достопримичательностями Феодосии, Гурзуфа, Санкт-Петербурга, времени Айвазовского, Богаевского, сестёр Цветаевых, Мандельштама. В качестве предметов выставки использованы открытки из уникальной коллекции автора Мамадиевой Т.З. - учителя начальных классов Уваровской средней школы, переданной в дар музею Марины и Анастасии Цветаевых. Коллекция позволяет не только ярко раскрыть исторические особенности Феодосии, но и даёт представление о старой открытке, истории её возникновения. Марина и Анастасия Цветаевы любили Феодосию, гуляли по старинным улочкам города, который ещё сто лет тому назад сохранял облик небольшого итальянского местечка со средневковыми башнями генуэзской крепости, старинными зданиями и булыжной мостовой. Почтовые карточки позволяют нам окунуться в историческое прошлое земли, воспетой Максимилианом Волошиным, и ощутить себя в потоке прошлого.

5 из 5 на основании 1 оценок
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт