Первые посетители выставки В Коктебеле в часы работы Дома-музея М. А. Волошина экспонируется выставка «Не музей, а дыхание жизни…», посвященная 35-летию официального открытия музея в Доме Поэта и Году театра в Российской Федерации. 1 августа 1984 года Дом Поэта гостеприимно распахнул свои двери для посетителей со всех уголков страны, стремившихся побывать в залах литературной экспозиции, мемориальных комнатах и на многочисленных мероприятиях Дома-музея М.А. Волошина. Представленные на выставке предметы из фондовой коллекции отображают одну из самых привлекательных для широкого круга посетителей сторону многогранной личности Максимилиана Александровича. Волошин – актер, режиссер, театральный критик и зачинатель театральных традиций в Коктебеле.

В экспозиции  представлены более ста экспонатов из фондовой коллекции музея: афиши, театральные программки, фотографии, письма, статьи М.А. Волошина с театральной критикой на спектакли, сценарии волошинских «Обормотников», театральные костюмы и маски, а также личные вещи знаменитых актеров-гостей Дома Поэта и другие материалы. Многие экспонаты выставляются впервые.  

Посетителей заинтересуют представленные на выставке материалы, свидетельствующие о театральной жизни Коктебеля с начала ХХ века и до наших дней, в которой главной составляющей является волошинский дух. В разные годы в круг общения Максимилиана Волошина входили Владимир Касторский, Мария Дейша-Сионицкая, Надежда Обухова, Фаина Раневская, Константин Станиславский и другие.

В «Автобиографии» М.А. Волошин написал: «Любил декламировать, ещё не умея читать.  Для этого постоянно становился на стул: чувство эстрады». К поступлению в гимназию юного поэта готовил студент Никандр Туркин, ставший впоследствии известным театральным критиком. «Разнообразной культурной подготовкой я обязан… учителю - тогда студенту Н. В. Туркину», - отразил в «Автобиографии» Максимилиан Александрович.

Открытие выставки «Не музей, а дыхание жизни…»

В московской гимназии он активно участвует в литературно-музыкальных вечерах с чтением стихов и азартно состязается в конкурсе декламаторов. Гимназист Волошин охотно посещает театры, а в квартире Сакулина участвует в домашних спектаклях (представляли сцены из «Бориса Годунова»).

В Феодосийской гимназии Макс Волошин проявил себя как артист, режиссер и декламатор. 5 декабря 1893 года на гимназическом вечере он выступает с чтением баллады А. К. Толстого «Чужое горе». Об этом событии поэт написал: «Аплодировали мне чрезвычайно. Вызывали меня четыре раза». 2 февраля 1896 года он исполняет роль Городничего в гимназической постановке «Ревизора». По воспоминаниям Волошина, этой его актёрской работе сопутствовал несомненный успех. Гимназист Волошин как режиссёр ставит «Разговоры дам» по произведениям Гоголя и инсценировку рассказа Тургенева «Бежин луг». М. А. Дьяконов вспоминал: «… мы часами декламировали и играли в полуосвещённом классе под руководством Максимилиана Александровича. Он изучал с нами каждое слово, каждую интонацию и положил немало труда, чтобы добиться успеха. И успех был! По словам зрителей, мы, мальчуганы, читали изумительно!.. Максимилиан Александрович всё время стоял за кулисами, подбадривая нас, пока мы были на сцене, и дирижировал группой восьмиклассников, изображавших собак…».

Во время учебы в Московском университете Волошина всё больше захватывает московская культурная жизнь. Максимилиан Александрович бывает в Большом театре, Большом зале Российского Благородного собрания, частной опере С. Мамонтова, Русской частной опере (театр Солодовникова), а 17 декабря 1898 года смотрит чеховскую «Чайку» в Художественном театре. Поэт был в восторге от исполнения Шаляпиным партии Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст».

В начале ХХ века Волошин живет в Париже, где в Гранд-Опера слушает оперу «Борис Годунов» в антрепризе Сергея Дягилева с Фёдором Шаляпиным в главной партии. Много нового из театральной жизни Максимилиан Александрович узнаёт от К. С. Станиславского. 9 марта 1909 года он как актер участвовал в постановке пьесы Ф. Сологуба «Ночные пляски» в Литейном театре (режиссёр Н. Евреинов).

Начало его деятельности в качестве театрального критика датируется 1904 годом с публикации статьи «Французский и русский театр». В третью книгу его сборника «Лики творчества» вошли статьи «Театр и сновидение» (Разговор о театре), «Сестра Беатриса» в постановке театра В. Ф. Комиссаржевской» (Русь, 1906, 9 дек., № 71) и критические статьи на постановки Московского Художественного театра. В 1904 году М.А. Волошин знакомится с Айседорой Дункан, а в 1905 году – с театральным художником Александром Шервашидзе-Чачба. Максимилиан Волошин тонко и точно отображал в своих статьях работы и замыслы театральных художников. В экспозиции представлена работа знаменитой театральной художницы Александры Экстер – одной из основоположниц стиля «ар-деко». Он активно участвовал в полемике сначала вокруг «театра будущего» и «кризиса театра», в которую были вовлечены многие видные деятели искусства того времени. В его статьях и выступлениях отразились режиссерские новации К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Ф.Ф. Коммиссаржевского и теории сторонников нового театра Вяч. Иванова, Ф. Сологуба, Г. Чулкова, а также опыт западноевропейской сцены. Максимилиан Александрович написал 35 статей о французском и русском театре, но малые размеры экспозиционной площади позволили разместить только малую часть его театральной критики.

С огромным интересом посетители рассматривают экспонаты

С 1901 года в Коктебеле строят свои дачи знаменитые артисты: солисты Мариинского и Большого театров Мария Дейша-Сионицкая, Владимир Касторский, Софья Гладкая, Николай Кедрин и другие. В 1903 году Максимилиан Волошин начинает строить свой дом, который в короткий срок превратился в культурный центр Коктебеля. Волошинский талант театрального режиссера ярко проявился в многочисленных мистификациях, рожденных в Доме Поэта. Еще в дореволюционный период каждое лето усадьба Волошиных заполнялась творческими личностями. Практически каждое лето поэт стремился в свою любимую Киммерию из Парижа, Москвы, Петербурга, Дорнаха, где принимал участие в строительстве антропософского храма («Гётеанума») под руководством Рудольфа Штейнера.

С 1917 года Волошин окончательно обосновался в Коктебеле, где после Гражданской войны самоотверженно защищает культурные ценности Крыма. Он спасал от голода актеров театра в Симферополе. «Я не уверена в том, что все мы выжили бы (а было нас четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин», - написала в своих мемуарах Фаина Раневская, неоднократно читавшая стихи на его выступлениях. В 1920-х в Доме Поэта регулярно проводятся театрализованные представления, приуроченные ко Дню именин Максимилиана, которые отмечали ежегодно 17 августа и называли «обормотниками». Эти события представлены на выставке в фотоматериалах, документах, художественных работах и предметах из фондовой коллекции музея. На выставке представлены сценарии 1925 года к 30-летию его литературной деятельности состоялось представление «Поэты - поэту» и «Коктебелиана», 1928 года - «Театр китайских теней» по сценарию Тюлина и с силуэтами работы Габричевского (расположены во всех витринах выставки).


Традиции волошинских «обормотников» в честь именин Максимилиана Волошина продолжила вдова поэта. Мария Степановна дружила с многими артистами, которые были гостями Дома Поэта. Фотографии, афиши с автографами и их письма к ней представлены в экспозиции.

Ряд предметов из фондовой коллекции экспонируются впервые, например, реквизит и маски, изготовленные к представлениям в честь именин Максимилиана Волошина. В настоящее время сотрудники музея бережно хранят нематериальную культуру – волошинские традиции. Театральная страница Дома Поэта продолжается в проекте «Театр в музее», творческой группой которого уже осуществлены несколько постановок по сценариям волошинских «Обормотников»: 1925 года «Коктебелиана» и 1952 года «Горе у моря» (И.С. Маршака). Участниками фестивалей «Волошинский сентябрь» и «Театральный Коктебель» в разные годы были знаменитые драматурги, режиссеры и актеры: Николай Коляда, Николай Скорик, Никита Высоцкий и многие другие.


Выставка «Не музей, а дыхание жизни…» экспонируется до 20 января 2020 года.

5 из 5 на основании 2 оценок
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт