В Доме-музее М.А. Волошина 9 октября 2019 года открылась книжная выставка «Каждый, кто ищет духовности бытия – стремится к Рериху», посвященная 145 - летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха – русского художника, сценографа, философа-мистика, писателя, путешественника, археолога, общественного деятеля; 140-летию Елены Ивановны Рерих - русского религиозного философа, писательницы, общественного деятеля; 115-летию Святослава Николаевича Рериха - русского и индийского художника, общественного деятеля, коллекционера восточного искусства, почётного члена Академии Художеств СССР (1978).
В экспозиции выставки представлены Рериховские избранные статьи о культуре и искусстве, письма, биографические материалы, «Листы дневника», газетные публикации, фотографии, каталоги выставок, репродукции его художественных полотен из научной библиотеки Дома-музея М.А. Волошина. Посетителей должна заинтересовать статья Сергея Алимова «Нет одной дороги для всех…». Николай Рерих и Максимилиан Волошин: Параллели и соприкосновения» (Феодосийский альбом: Литературно-краеведческая газета, 2009 г.). Привлечет внимание посетителей письмо Николая Рериха Максимилиану Волошину (20 сентября 1909 г.) Среди экспонатов выставки - прекрасно оформленный вводный альбом «История семьи Рерихов в фотографиях» (2017). Кроме того, выставку дополняют репродукции работ Николая Рериха «Гонец» (1897). Это первая картина Н.К. Рериха, с неё начался отсчёт его побед в живописи. «Небесный бой» (1912) - одна из самых впечатляющих картин раннего периода творчества художника.
Творческое наследие Николая Константиновича Рериха богато и многообразно. Общее количество его картин исчисляется тысячами. Кроме того, Рерих был ученым, археологом, писателем. Его жизнь прошла в далеких путешествиях. Изучая древние истоки человеческой культуры, он стремился к художественному осознанию мирового культурного процесса.
Николай Рерих был центром семейного созвездия талантов: его жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала его во всех путешествиях, но и являлась соавтором книг Учения Живой Этики и других трудов. Первый их сын, Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Верным и неутомимым последователем стал второй их сын, Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Феномен семьи Рерихов еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России – воплощение преданности и совершенства.
При знакомстве с живописью и литературным творчеством Максимилиана Волошина и Николая Рериха нередко возникает чувство их внутренней близости. Искусствовед Эрих Голлербах в статье «Миражи Киммерии» (1927) назвал тучи на картинах Волошина – «рериховскими». На более глубокую связь их живописи указал Э.Райс в предисловии к парижскому двухтомнику Волошина 1982 года: «И у Волошина, и у Рериха пейзаж наделен заклинательной силой, предельно ирреален и, несмотря на свою твердокаменную бесплодность, летуч и обманчив, как сновидение… Рерих – Волошин – Чурленис – Павел Васильев соседство этих имен и приоткрытых ими видений говорит о таких глубоких тайнах России, что ни один мыслитель еще даже не попытался их хоть как-нибудь сформулировать. Раскрытие их - задача будущих поколений». В трудах Рериха и Волошина можно найти созвучные мысли, выраженные даже одними и теми же словами.
Максимилиан Волошин и Николай Рерих – два выдающихся мыслителя ХХ века с различным подходом к мировым проблемам. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Их творчество – две грани нашего единого, великого, сложного и прекрасного мира.
Книжная экспозиция, посвящённая юбилеям Рерихов, пройдет в рамках комплексной программы «Знаменательные даты года» и завершит свою работу 10 ноября 2019 года.
«Каждый, кто ищет духовности бытия – стремится к Рериху»