Волошин М.А.  Чёрные заливы. 1917 г. Бумага, акварель26 ноября в Доме-музее М.А. Волошина открылась выставка акварелей художника «Миры цвели и отцветали / На звездном дереве времен».

Акварели М.А. Волошина особенные. Очаровывает их необычная прозрачность, своеобразие и богатство палитры, присущей Киммерийской земле, воспетой поэтом и художником, как в поэтических строках, так и кистью на бумаге.

Волошин М.А. Сугробы. Коктебель. 1929г.  Бумага, акварель

Техника написания акварелей перекликается с работами японских художников, творчество которых Максимилиан Александрович изучал в Париже. Стихотворная строка к изображенному пейзажу, является своеобразной филигранью его акварельных работ, что также берет начало от японского искусства. «Волокнистых облак пряжи / И холмов крылатых взмах/ Как японские пейзажи / На шелках».

Акварели обладают таинственной живостью, отображая красоту и краски окружающего мира, создают особое настроение природы. Основой выставочной экспозиции являются осенние и зимние пейзажи, которые наполнены спокойствием, умиротворением и напоминают сказочную природу иных миров.

Волошин М.А.Серые облака. Коктебель. 1920 г. Бумага, акварельИ действительно, в некоторых акварелях земля Волошинской Киммерии сравнима с инопланетными пейзажами. Фантастичны и реалистичны одновременно работы: «Серые облака», «Черные заливы», «Кристаллические скалы». Перед нами предстает бескрайняя пустынность выжженных солнцем холмов и степи, четкая очерченность складок земли, туманность горизонта, мягкие переходы пологих и крутых склонов гор, зубчатый окоем каменистых скал, причудливые кружева и мягкая шелковистось облаков и, конечно же, необыкновенная цветопередача, своеобразная игра света и тени, присущая индивидуальности художника. Необычайная легкость и глубина прозрачности отмечается в акварельных работах: «Зима», «Снег на горах», «Залив зимой».

В письме к Юлии Оболенской Волошин писал: «Представьте себе, что Вы идете с раннего утра и до поздней ночи по тропинкам, погруженная в свои мысли и в созерцание, и иногда в Вас возникает стих или строфа: она не вполне соответствует тому, на что Вы смотрите, но она связана с общим настроением пейзажа». Подписи к акварелям отражают описанное в письме состояние: «В скорбном золоте листов / Гор лиловые молитвы, И зазубренные бритвы/ Дальних снеговых хребтов», «В зелено-палевых туманах/ Грустят осенние холмы»,

Поэт признавался, что ему «...понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность». Для Волошина Киммерия жива памятью о своем прошлом, и в его акварелях прослеживается единство истории и природы:

«Здесь был священный лес. Божественный гонец
Ногой крылатою касался сих прогалин.
На месте городов ни камней, ни развалин.
По склонам бронзовым ползут стада овец…»

В своей статье «Константин Богаевский » Максимилиан Александрович записал: «Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо – анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом - смысл Исторического Пейзажа». Волошин М.А. Кристаллические скалы. Коктебель. Без даты. Бумага, акварельВ акварелях Волошина можно увидеть изображенные остатки полуразрушенных стен древних сооружений, которые в действительности не сохранились над поверхностью земли. Художник придавал несохранившимся древним городищам историческую, фантомную видимость, (воссоздавал его историческую часть), рисуя так называемые им «Сны Земли»: «В желтых закатах заливы…/ Башни и стены былых городов». Фотографической точности в работах Волошина нет. Акварели свои писал по памяти, называя их также «музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа». М. Волошин считал, что для того чтобы найти силы воссоздать «лик земли», «художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой долины, каждого холма, каждого залива».

Волошин М.А. Каньон. 1919 г. Бумага, акварель

В своей статье «Скелет живописи» М.А. Волошин размышляет о художниках и искусстве, открывая для читателя новое, глубокое, неординарное видение: «Художники- глаза человечества. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне, наполненной миражами и привидениями, и тщательно ощупывают и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых никто не видал до них. В этом назначение художников….
Искусство интимно. Искусство – это обращение художника к другому человеку. Тайна художественного наслаждения всегда совершается только между двух людей. У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шепотом».

Волошин М.А. Под солнцем. Без даты. Бумага, акварель

Выставка продлится до 20 апреля 2020 года.

Волошин М.А. «И Греция и Генуя прошли...». Коктебель. 1929г. Бумага, акварель

5 из 5 на основании 3 оценок
voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт