Фрагмент росписи первого Гётеанума

По поэме М. А. Волошина "Путями Каина"

К высоким древним искусствам скульптуры и архитектуры, живописи, поэзии и музыки в начале 20 века из глубин жизни и духовного знания присоединяется эвритмия. Это юное искусство движения сложилось в лоне антропософии – науке о духе, основанной Рудольфом Штайнером. Он стремился "ввести принцип посвящения в число принципов культуры", поэтому многие нашли в антропософии ответы на загадки бытия, в их числе замечательные творцы русского Серебряного века - А. Белый, Е. Дмитриева, В. Кандинский М. Волошин, М. Сабашникова, М. Чехов.

Антропософские общества выстояли среди катастроф нашей материалистической цивилизации и существуют не только в Германии, где зарождались, но и в Австрии, Америке, Англии, Голландии, Дании, Норвегии, России, Финляндии, Франции, Швейцарии, Южной Африке, Японии.

Особенную ветвь антропософии составляет эвритмия. Она воплощает собой идею, что "искусство – это откровение тайных законов природы, без которого они оставались бы скрытыми" (Гёте). Эвритмическое движение стремится сделать явным сокровенный духовный дар человека – слово. Две ипостаси этого искусства – эвритмия как зримая речь, эвритмия как зримое пение. Сценическое искусство эвритмии нашло свое выражение в поэме М. Волошина "Путями Каина". Подготовили спектакль актеры московского театра "Проект, живущий своей жизнью", все выпускницы Академии Эвритмического Искусства существовавшей в Москве.

Идея создания эвритмического спектакля возникла в период трагических событий 2013-14 годов, происходивших в Киеве на Майдане. Тема преображения хаоса поднялась на фоне тревожной ситуации преддверия войны во всем мире. Стихотворный цикл Волошина "Путями Каина" был невероятно созвучен назревавшим событиям. Все, что было в тексте Волошина оказалось мистически актуальным спустя 100 лет. Спектакль был ответом на идею разрушения. Когда весь мир говорит о войне – сказать ему "нет" гармонизацией пространства.

Постановка была показана в Доме-музее Марины Цветаевой (Москва), на Эвритмическом фестивале (Александров), в Доме-музее М. А. Волошина (Коктебель). Каждый раз происходило преображение людей в зрительном зале – это был их вклад нашу мирную жизнь сегодня. Р. Штайнер говорил: "Человек забыл, что главные вещи, которые находятся в его организме это биение сердца и дыхание. И если он гармонизирует их с природой, то он растворяется и сливается с ней".

Проект оказался очень харизматичным он живет своей собственной жизнью. Режиссера не было. Участники, встречаясь на репетициях, каждый раз ловили импульс к действию из самого текста поэмы. Пропуская через себя, рождали форму, изменяли пространство. Название театра не случайно взято - "Проект, живущий своей жизнью". Была долгая и сложная работа над текстом. Каждое слово, образ пропущены через себя. И война, и смерть. Слово – это звуки, пра-звуки, которые переносятся в форму, актеры "говорят" телом. Пропустить через себя войну и преобразить ее в гармонию – задача не из легких. Как писал Волошин:

"Все зло вселенной должно,
Приняв в себя,
Собой преобразить".

Большинство стихотворений, составивших цикл "Путями Каина" создавалось в 1922-1923 гг. в Коктебеле. По сути, это изложение воззрений поэта на всемирную историю – переоценка материальной культуры. Сохранился автограф плана, где Волошин сам обозначил темы и идеи этого произведения.

"Эволюция, как приспособление, и эволюция как бунт.
Приспособившийся понижается до уровня среды.
Мятежник пересоздает себя, делая среду, нужную для жизни, своим внутренним достоянием. Истинная революция есть бунт против законов природы.
Бунт позвоночного: мятежник уносит в себе жизненную среду древнего океана (кровь).
Бунт человека – употребление огня, которое выставляет человека из звериного стада.
Отношение человека к природе: магическое и научное познание мира. Всякое новое знание и всякая новая сила, не уравновешенные отречением от личных выгод, становятся источником всяческих бедствий и катастроф.
Орудия разрушение и производства, как создатели правовых норм.
Каин как зачинатель материальной культуры. Культура и мораль кулачного права.
Культуры Меча, Пороха, Пара, взрыва.
Машина и ее социальные и философские последствия. Машина и война. Машина и государство.
Государство как система монополий. Монополия крови, воспитания, воровства, обмана и правды. Смысл буржуазных революций.  
Человек сам создал себе ту среду, в которой он больше не может дышать: эта среда – машинная культура.
Социализм как приспособление к этой среде.
Пути мятежа: бунт против формул буржуазной свободы, бунт против заработной платы, против справедливости, против собственности, против благодарности.
Очагом будущей социальной семьи станет взрыв, и земля – очагом вселенной.
Эволюция космогоний: Каббала, Вавилон, Греция. Христианство, материализм, теория относительности.
Пути грядущей культуры: мы используем силы разложения мертвой природы, будущее человечество найдет их в созидающих силах роста природы органической".

О поэме Волошин писал в письме к Вересаеву "В ней, мне кажется, удастся сконцентрировать все мои культурно-исторические и социальные взгляды, как они у меня сложились за 20 лет жизни на Западе и как они выявились в плавильном огне русской Революции".

Мысли Волошина созвучны словам Вернадского, который писал: "Человечество выживет только в том случае, если мир биологический сменится миром разумным, если человек, неотделимый от природы, но постоянно ее насилующий, вернется к ней, сольется с ней на базе высшего Разума".

Главу "Война" Волошин написал в апреле 1915 года в Париже, вернувшись из Дорнаха, где принимал участие в строительстве антропософского храма "Гётеанума" и там же встретил 1-ю мировую войну. В письме к А.М. Петровой он выразил свой взгляд на события, потрясшие Европу: "Это борьба нескольких государственно-промышленных осьминогов. Они совершают свои гнусные пищеварительные процессы, а им посылают отборных юношей." В письме к матери поэт писал: "… демоны, для которых человечество построило стальные и медные тела, органически ненавидят создания искусства, создания духа".

Заканчивается поэма выходом на другой, более высокий уровень. Одним из открытий артистов на репетициях было полное соответствие эвритмической формы Штайнера (Halleluia) стихотворному ритму поэмы Волошина. В спектакле были представлены образы стихий Огня, Земли, Воды, Воздуха и Человека, Иова, Каина, Архангела.

Использованы классические эвритмические костюмы, придуманные 100 лет назад самим Штайнером. Они состоят из туники и шляера, символизирующего эфирное тело. Актеры, исполняя в пространстве эвритмические формы под звуки музыки и чтение рецитаторов, производили на зрителей неизгладимое впечатление. Р. Штайнер писал, что действие сил духовного мира в человеческой душе можно лучше всего передать в сценических постановках через видимый язык эвритмии. "Она намного полнее и интенсивнее обычной речи раскрывает духовный элемент воли человека, целостного человека". В спектакле звучала музыка Франсиса Пуленка и Альфреда Шнитке.

Эвритмическое искусство – это действо, в котором участвуют и актеры, и зрители. Смысл спектакля в спасении через любовь. А любовь – это жить в гармонии со своим сердцем. Надеюсь, у всех участников представления это получилось!

Сцена из спектакля Левиафан

Актрисы эвритмического театра в Мастерской М. А. Волошина

Обложка книги Путями Каина Рудольф Штайнер

вИНЬЕТКА

1а      2а      3а

4а      5а

6а      7а

8а     9а

10а     11а

12а

13а

Без имени 5

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт