Развалины Медресе. Вид с юго-востока. 1985 год (СЛХМ КП 650/Ф 103).

Мечеть Узбека и Медресе (СЛХМ Н/В 2679).

Карта Средневекового Солхата.

Старый Крым – небольшой провинциальный городок на юго-востоке Крыма, находящийся на последних отрогах Внутренней Гряды Крымских гор, столица Крымского Улуса Золотой Орды, некогда богатый и могущественный город у подножия величественного Агармыша. О начальной истории города, который насчитывает более 9 веков, известно немного, но с уверенностью можно говорить о том, что эта местность была заселена еще в древности. На территории, где расположен Старый Крым, существовало поселение эпохи бронзы. На г. Агармыш сохранились руины позднескифского городища. Обнаружены остатки античного поселения. Своеобразной особенностью города является количество его имен. На сегодняшний день известно 22 имени. Самые известные: Крым, Солхат, Эски-Кырым, Левкополь, Старый Крым.

1266 год – первая определенная дата в истории Солхата. Новым хозяином города становится татарский князь Оран-Тимур. В это время Солхат уже столица Крымского Улуса. Это подтверждают данные нумизматики. Старейшая из известных монет Солхата относится к 1266 - 67гг. Монеты чеканились только в столицах. Именно с этого времени начинается период наивысшего расцвета города. Он становится административным центром полуострова и важным узловым пунктом международной торговли.

Город развивался в рамках трех религиозных общин – исламской (суннитской), христианской и иудаистской (караимской и раббанитской). Из них мусульманская была самой молодой, поскольку до XIII в. Северное Причерноморье не знало ислама как вектора развития. Важно подчеркнуть, что складывание новой для Крыма религиозной общины шло одновременно с формированием самого Солхата, в то время как два других направления существовали на полуострове задолго до монгольской экспансии. Помимо тюрок, основного населения города и исламизированных монголов, здесь проживали аланы, греки, славяне, иудеи (караимы и раббаниты), армяне, латиняне (выходцы из Латинской Романии и Лигурии).

Вскоре город стал расширятся, появляются здания различного типа и назначения. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший наш город в 1332 году, описывал его как "город большой и красивый". Здесь имелись базары, мечети, гостиницы, бани, церкви, монастыри, религиозные школы, некоторые из них сохранились до наших дней. Появление многих памятников связано с проникновением в Крым новой религии – Ислам. Это способствовало росту и возвышению Солхата. Город быстро расширялся, рос, приобретал столичный вид. В конце 13 века он вполне соответствовал своему административному предназначению.

Резиденция крымского хана теперь окружена укреплениями, в городе чеканится монета золотоордынских ханов. На первых этапах развития города ведущее место в религиозной жизни занимало ортодоксальное православие византийского толка. Во 2-ой пол. XIII ст. возникли очаги несторианства, приходы католической и армяно-григорианской церквей со своими скрипториями даже художественными школами. В иудаистских кварталах города, принадлежащих караимам и раббанитам, строятся синагоги.

Но уже с первого десятилетия XIV века заметное место в жизни города занимает исламская община. Основу исламской общины Солхата составили тюрки-неофиты, перешедшие к оседлости, и мусульмане - выходцы из захваченных чингисидами исламских городов Центральной Азии и стран Ближнего Востока, в том числе Румского султаната. Семьи с монгольскими корнями, не без труда опознаваемые из-за недавно принятых мусульманских имен, насчитывали абсолютное меньшинство.

Из покон веков наш славный город многонационален. В древности его населяли тавры, скифы, древние греки, аланы, половцы, готы. На территории средневекового Солхата компактно размещались поселения крымских греков, славян, крымских татар, крымчаков, караимов, крымских болгар. Каждая народность занимала в городе свое определенное место. Город, вобравших множество национальностей, каждая из которых оставила за собой большое культурное наследие в виде архитектурных сооружений, исторических данных, археологических находок.

Своему возвышению Солхат обязан, прежде всего, своему стратегическому месторасположению. Находясь на пересечении торговых путей в удобной долине, окруженной горами, город имел все возможности для развития. Он стал не только столицей Крымского улуса Золотой Орды, но и торговым центром Средневекового полуострова. Два крупных города – Кафа и Солдайя – соединялись между собой дорогой, проходящей южнее Агармышской гряды.

Именно в Старокрымской долине начинался путь, соединяющий этот торговый тракт. Солхат становится важным пунктом международной торговли, соединяющим торговые маршруты Восточной и Западной Европы. Крупнейший в мире торговый Шелковый путь из Европы в Азию проходил через Солхат. Бессчётное количество караванов с торговцами из разных стран приезжали в славный Солхат. На территории города существовал большой невольнический рынок и Караван-Сарай – постоялый двор, руины которого находятся на территории частного домовладения.

В середине 14 века город был достаточно благоустроен, имел свою систему водоснабжения, развитую инфраструктуру. Доказательством развитого водопровода являются фрагменты глиняных труб, по которым шла вода в город, представленным в экспозиции Литературно-художественного музея.  В 13-14 веках город жил активной торговой жизнью. По своему богатству превосходил многие города Востока.

Во время раскопок, проводимых экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины под руководством Вадима Майко, было сделано сенсационное открытие. Была обнаружена средневековая квартальная баня. Этот археологический объект датируется XII-XIV веками. Эта находка еще раз подтверждает богатство Солхата – столицы Крымского улуса Золотой Орды. Археологами были обнаружены руины очень сложного и дорогостоящего гидротехнического сооружения. Баня состояла из нескольких помещений, соединенных между собой проходами. Самое необычное открытие – полы с подогревом!

В витрине представлены крышки для регулировки подачи холодной и горячей воды. Подобные бани были обнаружены в Бахчисарае, Судаке и Евпатории. Но в Старом Крыму обнаружена квартальная баня. Это говорит о том, что их в Солхате было несколько. Это говорит, во-первых, о размерах города, о его величии и развитии. Примечательно, что город одновременно носил два названия Солхат-Крым и являлся резиденцией золотоордынского хана.

Современный Старый Крым славится архитектурными достопримечательностями Средневековья - армянским монастырем Сурб-Хач и мечетью Хана Узбека. Монастырь является одним из древнейших памятников армянского зодчества в Крыму. Он основан в период расцвета армянской колонии на полуострове в 1358 году. Монастырь являлся и является культурным, религиозным и просветительским центром. Здесь создавались, переписывались, хранились книги, изготавливалась посуда, возделывались сады, действовала школа. Монастырь находиться на древнейшем торговом Шелковом пути и принимал всех путешествующих.

В XIV в. заметное место в жизни Солхата занимала армянская колония григорианского исповедания. Судя по памятным записям на полях армянских богослужебных книг, созданных в Солхате, армянская община располагала несколькими приходами в городе и его ближайшей округе. Старейшим памятником мусульманской архитектуры полуострова – мечетью Мухаммеда Узбек-хана. Даная мечеть является не единственным памятником той эпохи, рассказывающим о былом величии и богатстве Солхата.

Перед нами чрезвычайно интересный по своим архитектурным достоинствам исторический памятник. Мечеть не только одна из главных достопримечательностей города, она является действующей святыней всех крымских татар. Она была построена в период наивысшего расцвета города. По своему плану и формам она очень проста. Это шестистолбная прямоугольная базилика, перекрытая двускатной крышей. В юго-восточный угол встроен минарет, вход в который ведет из самой мечети по винтовой лестнице. Минарет и лестница были восстановлены не так давно.

Главный вход находится в северной стороне прямо перед нами. Он обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись, сообщающая, что мечеть построена в 1314 году в период правления хана Узбека. Внутри мечеть разделена на три нефа (вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов). В южной стене мечети находится михраб – алтарная ниша, указывающая направление на Мекку – с богатым резным обрамлением.

К торцу, с южной стороны мечети примыкают остатки большого комплекса сводчатых помещений. Это медресе – мусульманская высшая духовная школа. Медресе было построено в 1332-33 годах. Учредила его богатая жительница города Инджибек-хатун. Это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вдоль стен которого разместилось 24 кельи с купольным потолком. В центре был фонтан, увитый вечнозелеными растениями. Остатки мраморного портала дают представление о эффектности входа в пышное здание солхатской высшей духовной школы.

Здесь изучали Ислам, Коран, арабский язык, законоведение, историю, риторику, философию, астрономию. Мечеть и медресе неоднократно были объектами исследований, начиная с XVII века. Но самый большой вклад в её изучении внесла экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством М. Г. Крамаровского. Эта экспедиция работает на территории архитектурного комплекса, начиная с 1978 года, избрав их основными объектами исследования культуры Золотой Орды.

Мечеть Узбека стала главным мусульманским храмом средневекового Солхата и всего полуострова. Имеющиеся материалы исследований мечети и медресе позволяют отнести эти постройки к числу выдающихся созданий средневекового зодчества. Они являются важным археологическим памятником культуры Золотой Орды. Орнаменты, которые можно увидеть в постройках имеют много общего позднеантичной, восточновизантийской, западноевропейской   архитектурой. Не так давно мечеть была полностью отреставрирована, и вновь выполняет свое прямое предназначение, является действующем мусульманской святыней, одной из самых почитаемых в Крыму. На данный момент на территории комплекса ведутся восстановительные работы.

Начиная со второй половины 14 века Солхат начинает терять былое превосходство и богатство, чему послужила недальновидность преемников Хана Узбека и эпидемия чумы, от которой пострадал не только Крым, но и вся Европа. Крым был подвержен бессмысленным междоусобным войнам, в ходе которых силы столицы меркли с каждым годом. Окончательно Солхат потерял свое былое значение как административный центр в 1443 году, с образованием независимого государства - Крымское Ханство.

Основатель государства и династии Гиреев хан Хаджи Гирей, боясь дворцового переворота, переносит столицу в крепостное укрепленное поселение Кырк-Ор (Кырк-Ер). Город приходит в упадок и получает новое название – Эски-Кырым, что в переводе означает "старый ров". Великий шелковый путь стал терять свое значение в XV веке, когда начало развиваться морское сообщение.

Главный удар по знаменитому торговому маршруту нанесла Османская империя, армия которой в 1453 году после семинедельной осады штурмом взяла Константинополь. Завоевание турками этой столицы знаменовало собой конец Византийской империи, которая существовала 1100 лет. Константинополь был переименован в Стамбул и стал новой столицей Османской империи. Христианская Европа утрачивает выход к Чёрному морю, и это лишает её наиболее короткого пути в Индию и Китай.

Торговое сообщение с полуостровом нарушается и город уже не является торговой столицей, что приводит к окончательному разорению бывшей столицы Крымского улуса. Дальнейшая история города связана с новым периодом в истории полуострова, с присоединением Крыма к территории Российской Империи.

Список использованной литературы
  1. Бабаян Ф. Корхмазян Э. Монастырь Сурб Хач как центр армянской культуры в Крыму. Ер.: Наапет, 2008. 152 с.. илл. (СЛХМ 2769/Д 1729).
  2. Гаврилов А. В., Майко В. В. Средневековое городище Солхат-Крым. Материалы к археологической карте города Старый Крым. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2014, 212 с., илл. (СЛХМ КП 3643/Д 2056).
  3. Государственный Эрмитаж. Итоги археологических экспедиций. Сборник научных статей. Л.: Государственный Эрмитаж, 1989. 208 с., илл. (СЛХМ КП 2159/Д 1431).
  4. Государственный Эрмитаж. Отчетная археологическая сессия за 1998 год. – СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 1999, 40 с. (СЛХМ КП 1523/Д 1102).
  5. Государственный Эрмитаж. Отчетная археологическая сессия за 1999 год. – СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2000, 60 с. (СЛХМ КП 1524/Д 1103).
  6. Древний и Средневековый крым. Учебное пособие по истории Крыма/ Ред.-сост. Ю. М. Могаричев. – Симферополь: Таврия-Плюс, 200, 176 с. (СЛХМ КП 2188/Д 1459).
  7. Крамаровский М. Г. Золотоордынский Солхат: опыт межэтничекского и культурно-религиозного взамоидействия.
  8. Левичев И., Тимиргазин А. Новый Крымский путеводитель. Коктебель. Старый Крым. – Симферополь: Сонат, 2003, 184 с., илл. (КП 2184/ Д 1455).
  9. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века. - Симферополь: Доля, 2008, 212 с., илл.

вИНЬЕТКА

1а      2а      3а

4а      5а

6а      7а

8а     9а

10а     11а

12а

13а

Без имени 5

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт