dostoevskij kisti perova

9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года на 60 году жизни умер один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, основатель философского романа – Федор Михайлович Достоевский. После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем. А. Г Достоевская вспоминает: "Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь великой правде". Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине: "Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве 11 ноября 1821 года. Местом его рождения была Мариинская больница для бедных, где отец будущего писателя служил штаб-лекарем. Так случайный факт месторождения словно возвещает тот мученический знак, которым до конца отмечена жизненная судьба этого эпилептика, смертника и каторжника. На личности Достоевского глубоко отпечатлелись черты его родителей. Отец передал ему свою повышенную нервность, болезненную мстительность, суровое отношение к жизни и угрюмое недоверие к людям. От матери перешли к нему черты напряженной мечтательности и любовь к легендарному миру житий святых, псалмов и библейских преданий. В рассказе "Кроткая" запечатлелся образ его родительницы, а глава семейства Карамазовых имеет портретное сходство с отцом писателя.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге. В последствии они поступают в Инженерное училище, где витал дух аскетизма и духовного братства. Под влиянием произведений Одоевского формируются будущие проблемы Достоевского о трагизме неверующего духа, о русском мессианизме, о разложении Европы, о необходимости сочетать счастье и интересы отдельной личности с гармоническим существованием всех.

В поэмах Байрона и Лермонтова, у Виктора Гюго и Гофмана он впервые сталкивается с проблемой индивидуализма. Личность в этих романтических поэмах отрезает себя от общественной среды, становится к ней во враждебное отношение. "Гордый человек" оказывается обычно осужденным на полный крах своей жизни и философии. Уже в самом романтизме намечалось преодоление этого отрицательного индивидуализма, формируется учение о соединении людей. Так, становление религиозного роста молодого Достоевского проходит на фоне романтического мистицизма.

Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845 году. Белинский провозгласил "появление… необыкновенного таланта…".

Позднее вышли "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей "натуральной школы": углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении.

После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789 года, был бы гибельным для России. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.

В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. По замыслу "Записок из подполья", выход из тупика был в вере во Христа, но цензура вычеркнула это место. В марте 1864 года он пишет брату Михаилу: "Там, где я глумился над всем и иногда богохульствовал для виду, то пропущено, а где из всего этого я вывел потребность веры во Христа - то запрещено..."  Достоевский объявил своей правдой не вообще религию, не то нечто неопределенно-благородное, что часто выдается за христианство, а только христианство Голгофы. На мировое искусство легла тень от креста.


В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.

В список 100 лучших книг в истории мировой литературы вошли четыре произведения Достоевского: "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы". Большего присутствия в списке не удалось добиться ни одному автору. Четыре данных произведения, а также роман "Подросток" составляют так называемое пятикнижие Достоевского.

С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начал печатать "Дневник писателя", являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.

В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым "гениальной, историческим событием".

Мемориальной библиотеке Волошина самые зачитанные книги – это произведения Достоевского. Он был любимым писателем будущего поэта начиная с самого детства. Маленький Максимилиан слушал, как мать в соседней комнате читает роман "Бесы". В юности он стал личным откровением для Волошина-гимназиста. К произведениям классика поэт обращался каждую зиму после революции, перечитывая все, что было в домашней библиотеке. "В конце концов, единственное, что соединяет меня с Россией – это Достоевский" — пишет Волошин в "Истории моей души" за 1905 год. Достоевский станет предметом размышлений для Волошина – искусствоведа, а жизненный путь великого предшественника навсегда останется для Волошина главным символом России.

На вопрос анкеты: "Какие 9 книг стихов и 7 книг прозы Вы оставили бы навсегда с собой?"  Максимилиан Александрович ответил, что после Библии на второе место по значимости в жизни поставил бы Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Такое признание в конце жизни говорит о многом. Для своего стихотворения "Трихины" поэт выбрал эпиграф из Достоевского, и развил мысли и пророчества великого классика.

В записной книжке Достоевского читаем размышления о призвании отдельной личности на земле: "Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой невозможно. Закон личности на земле связывает, Я препятствует. (Между тем), один Христос мог, но Христос был вековечный, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек. После появления Христа, как  идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее развитие личности именно и должно дойти до того, чтоб человек сознал, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего Я – это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье".

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт