(дары в собрание музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина»)

Презентация выставки «Вы отдали и этим Вы богаты…»

Именно эту волошинскую фразу хочется вспомнить, когда сталкиваешься с настоящим бескорыстием, душевной щедростью людей, которые в наше непростое время продолжают традиции Мамонтовых, Рябушинских, Щукиных, Румянцевых, Морозовых, Строгановых, Третьяковых. Россия всегда славилась тем, что на протяжении столетий, благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть её культуры.

Общий вид выставки. Среди экспонатов – скульптурный портрет М.В.Сабашниковой

13 апреля отмечался замечательный праздник – День благотворителя и мецената. Дата приурочена ко дню рождения Гая Цильния Мецената – римского политического деятеля времен императора Августа. Он прославился тем, что поддерживал деятелей литературы и искусства, среди которых были Гораций, Вергилий, Проперций. С течением времени имя это стало нарицательным. Так стали называть людей, способствующих процветанию искусства, развитию творчества, приобщению общественности к наилучшим культурным достижениям, покровительствующих библиотекам, музеям, театрам.

Идея меценатства, благотворительности и дарения с каждым годом становится все более популярной. Особую актуальность она обрела в нынешнем году, объявленным Годом волонтера в Российской Федерации. Именно этой теме посвящена выставка «Вы отдали – и этим вы богаты…» (дары в собрание музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина»), которая открылась в Доме-музее М.А. Волошина 22 мая в рамках проведения III Сессии Музеологической школы «Museum Studio», посвященная 125-летию волошинской Киммерии и Году волонтера в РФ.

Вещи и личный архив Н.А.Маркса. Дар О.Н.Щемелиновой, дочери Н.А.Маркса

Витрина №1. Вещи и личный архив Н.А.Маркса. Дар О.Н.Щемелиновой, дочери Н.А.Маркса

Во все годы существования музея и задолго до его официального открытия, дары принимались с большой благодарностью. И в этом направлении неоценима услуга первого заведующего музеем, ведущего волошиноведа, библиографа В.П. Купченко, по крупицам, в течение многих лет собиравшего все, что имело отношение к творческому наследию поэта и кругу его общения.

Даже недоброжелатели Владимира Петровича были вынуждены признать (правда, уже в период перестройки и гласности), какую, поистине титаническую работу он проделал за время пребывания в Доме: «Молодой журналист, он был настолько потрясен и покорен личностью и творчеством Волошина, что свое появление в Коктебеле воспринял как знак судьбы. …Смыслом его жизни стало изучение всего, что в большей или меньшей степени связано с Коктебелем, Волошиным, его окружением. Не гнушаясь никакой, даже самой не престижной и черной работой, он жил Домом и его духом. В его бескорыстие и порядочность поверила Мария Степановна. На долгие годы В.П. стал ей помощником, опорой, другом – хранителем. …Страшно вспоминать, как в неотапливаемом и насквозь промерзшем Доме Поэта зимой 1981-1982 годов шла упаковка экспонатов для перевозки в Феодосию… Позже, когда музей уже был открыт, опытные музейные сотрудники не могли скрыть удивления и восторга, что ни один экспонат не был утрачен!» - вспоминает заместитель директора ФКГА по науке С.С. Полун.

Витрина №2 (фрагмент). Дар Л.Л.Комаровича, внука П.П.фон Теша

Витрина №2 (фрагмент). Дар Л.Л.Комаровича, внука П.П.фон Теша – гражданского мужа Е.О.Кириенко-Волошиной

Зачастую на собственные средства он отправлялся во время своего короткого отпуска в Москву, Ленинград или Киев, чтобы поработать в архивах, фондах ГБЛ, библиотеке им. Салтыкова-Щедрина и прочих культурных хранилищах. Так, отчитываясь о проделанной работе за 1976 год перед вышестоящей организацией (ФКГА), Владимир Петрович констатировал: «Написал 761 письмо по вопросам пополнения музейных фондов и по библиографии М.А. Волошина. Внес 244 названия в библиографию статей и заметок о Волошине… Готовил комментарии и именной аннотированный указатель к тому избранных статей Волошина «Лики творчества» для издательства «Наука»».

Владимир Петрович обладал феноменальной исследовательской памятью. Благодаря его неустанным поискам, энтузиазму и подвижничеству в научный оборот введено огромное количество материалов, документов и фактов нашей истории, литературы и культуры.

Книги из библиотеки М. А. Волошина

Витрина №3. Книги из библиотеки М.А.Волошина, блуза Е.О.Кириенко-Волошиной. Дар С.О.Прокофьева, В.А.Мануйлова, Р.П.Хрулевой, Л.П.Печерикиной.

И все-таки собирательство было главной его гордостью. «За год я получил для Музея 9 пейзажей и 1 автопортрет Волошина, два его автографа, 35 живописных и графических произведений других художников, 65 фотографий старого Коктебеля и лиц из окружения Волошина. <…> За 25 дней отпуска я достал для музея три акварельки и одну гуашь Волошина, терракотовый бюстик М.С. Волошиной (работы А.И. Григорьева), коктебельский пейзаж А.В. Лентулова (на закупку, за смехотворные 300 рублей), 10 книг (в том числе комплект «Сатирикона» за 1909 год)». Конечно, такие дары были итогом большой предварительной работы: переписки, личного общения, уговоров. Иногда удавалось даже возвращать подлинные книги из волошинской библиотеки: «Элементарная логика» Г. Струве, «Восьмистишия» Татиды, «Из двух книг» М. Цветаевой, «Переводы» А. Ремизова, 4 тома «Энциклопедического словаря» Дидро на французском языке. Настоящей находкой оказались книгообменные фонды Москвы.

Ничего не требуя взамен, эти фонды предоставляли любые издания из числа своих дубликатов. При помощи Центрального книгообменного фонда при библиотеке им. В.И. Ленина были отобраны все издания, где печатался Волошин, книги по Крыму, по истории русской и французской литератур, о революции и Гражданской войне, книги писателей волошинской эпохи. Только за один 1975 год было получено 47 посылок с 698 книгами и журналами. Почти все они вошли в научную библиотеку.

Витрина №4 (фрагмент). Библиофильские издания

Витрина №4 (фрагмент). Библиофильские издания. Дар М.В.Сеславинского, собирателя и исследователя памятников книжной старины.

Велась интенсивная переписка и с иностранными корреспондентами из числа друзей Волошина и эмигрантами второй волны: И.Н. Кедровой, Н.К. Малининой, М.П. Роллан (урожд. Кювилье), А.А. Евреиновой (урожд. Кашина). Как правило, все эти люди лично знали М.А. Волошина, находились с ним в переписке, могли иметь различные материалы о нем и его окружении. Событием 1980 года стало получение около пятидесяти акварелей Волошина (1915-1916 годов) из Парижа. Их нашла у себя на дне сундука парижанка Н.К. Малинина (дочь певца К. Кедрова) – в 1942 году получившая их в дар от Е.И. Савинковой (второй жены Б. Савинкова). По-видимому, к ней они попали от М.С. Цетлин. В 1916 году, уезжая из Парижа в Россию, и, надеясь на скорое возвращение, Максимилиан Александрович оставил свой архив, в том числе и более двухсот акварельных работ у своих парижских друзей Цетлиных. Пакет с упакованными работами взял у Малининой корреспондент АПН в Париже А. Игнатов. Из Москвы в Коктебель их доставила Е. Арендт (урожденная Павлова). Среди этих работ Волошина было 6 его автопортретов, выполненных в условной, близкой кубизму манере, некоторые пейзажи не закончены, другие явно экспериментальны, «но для исследователей творчества поэта эти лабораторные этюды – ценнейший материал», - писал Владимир Петрович в статье «Акварели из сундука» в сентябре 1982 года.

Витрина №4 (фрагмент). Экспонаты из фондового собрания музея М. и А.Цветаевых

Витрина №4 (фрагмент). Экспонаты из фондового собрания музея М.иА.Цветаевых (NN 6-9). Из архива М.С.Шагинян (NN 10-13). Дар Е.В.Шагинян

С 1984 года, года официального открытия музея в основной фонд Дома-музея М.А. Волошина принято на учет более 700 экспонатов. Фонды музея комплектовались за счет закупок, передач, и, в основном – даров. За данный период из значимых пополнений можно выделить 6 акварелей, 2 темперы и 1 офорт М.А. Волошина (1 темпера закуплена у Никольской), книжный экслибрис работы Диего Риверы, офорт Е.С. Кругликовой, 7 произведений Е.Ф. Юнге (закупка у Никольской), 1 акварель М.В. Сабашниковой, 3 работы Н.И. Пискарева (закупка от А.Н. Пискаревой), иконы «Образ Пресвятой Богородицы Тихвинской» и «Образ Святого Николая Чудотворца» (передача Крымской таможни).

За 35 лет деятельности музея дарителями стали двоюродная племянница М.А. Волошина Т.В. Шмелева (3 фото и 1 акварель М. Волошина), воспитанница М.С. Волошиной, организатор коктебельского музея планеризма, а затем сотрудник ДМВ Л.П. Печерикина (рубаха Е.О. Волошиной), бывший директор Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского Д.Г. Трушин (6 фото), жительница поселка Орджоникидзе Ж.В. Шведова (акварель М. Волошина), бывшие заведующие ДМВ В.П. Купченко (свидетельство о смерти М.С. Волошиной) и Б.А. Гаврилов (книга М.Волошина «Лики творчества» (1914 г.), генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Е.Ю. Гениева (письмо М.А. Волошина), художница Т.П. Десницкая (6 фотокопий), друг Дома, ведущий научный сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина М.В. Бокариус, булгаковед, сотрудник культурного центра «Булгаковский дом» И.Я. Горпенко-Мягкова (10 ед. из архива Б.С.Мягкова).

Экспонаты из фондового собрания Литературно-художественного музея

Витрина №5. Экспонаты из фондового собрания Литературно-художественного музея (г. Старый Крым)

В 1988-1989 гг. большой дар музею преподнесла жительница Коктебеля З.Л. Новицкая – коллекцию камней, минералов и палеонтологических образцов (окаменелостей и морских раковин), которая вот уже третье десятилетие представлена в постоянной выставочной экспозиции, а также материалы своего архива и фотоархива, книги, декоративно-прикладные предметы (габриаки, рушник времен Запорожской Сечи, супница, антикварная мебель).

В фонды музея переданы архивы харьковчан Домрачевых (дар Г.Ф. Руса), многолетних близких друзей Волошиных, коктебельцев – поэтессы и художницы И.Н. Махониной, самобытной исполнительницы романсов О. Бузук, награды М.К. Кустадинчевой, чья жизнь была долго связана с жизнью музея.

В последние годы собрание музея обогатилось тремя акварелями М. Волошина, подаренными А.Л. Костиным, библиофильскими изданиями, «Крымскими легендами» Соломона Крыма, художественным портретом М.А. Волошина, выполненным в технике соуса, преподнесенными собирателем и исследователем памятников книжной старины, членом-корреспондентом Российской академии художеств М.В. Сеславинским.

На выставке представлены графические, живописные и скульптурные работы, архивные материалы, письма, воспоминания современников, фотографии старого Коктебеля, подаренные музеям за годы их существования. Некоторые из предметов выделены в отдельные блоки с тем, чтобы усилить у посетителей эмоциональное восприятие экспонатов в целом и сконцентрировать внимание именно на них. В свое время они были подарены родственниками людей, входившими в ближайший круг общения Волошина.

Таков архив, подаренный Дому О.Н.Щемелиновой, дочерью генерал-лейтенанта от инфантерии, начальника Одесского военного округа Н.А.Маркса, прозванного во время Февральской революции «красным генералом» и «другом народа и печати» за свои симпатии к революционному движению. Человек необычайно яркой судьбы, патриот своего Отечества, он был широко известен в среде мыслящей интеллигенции как талантливый этнограф, собиратель и издатель легенд крымских татар, иллюстрированных К.К.Арцеуловым. В 1919 году во время Гражданской войны, особенно остро протекавшей в Крыму, именно Волошин спасает Маркса от самосуда и расстрела по приговору военного суда Добровольческой армии.

На выставке можно увидеть личные вещи Маркса (именной портфель), фотографии из семейного архива, альбом с газетными вырезками, визитками. Обращает на себя внимание дружеский шарж в журнале «Бомба», озаглавленный: «Генерал от армии, генерал от литературы и генерал от свободы!»

Заинтересуют посетителей предметы, подаренные музею в 1979 году внуком одного из первых поселенцев дачного Коктебеля П.П.фон Теша – Л.Л.Комаровичем. Это фотографии из семейного альбома, виды Коктебеля начала ХХ века, изумительная по красоте и тонкости работы крымскотатарская чадра (татар ишлеме) с использованием металлической нити. «Чадру посылаю в дар безвозмездно, буду рад если она «возвратится на круги своя» и найдет свое место в музее», - писал Л.Л.Комарович.

Племянница Е.О.Сорокиной (первой жены И.Г.Эренбурга) Н.Т.Сорокина передала в дар Дому письма Ж.Г.Богаевской, с которой она состояла в многолетней дружеской переписке. Здесь же экспонируется подаренная ею самодельная книжечка 1925 года «Шесть коктебельских поэтов» с посвящениями М.А.Волошину и автографами А.Сидорова, С.Шервинского, Е.Ланна, Л.Остроумова, А.Петрово-Соловово, Б.Ярко.

Экспонаты из фондовой коллекции Дома-музея К. Г. Паустовского

Витрина №6. Экспонаты из фондовой коллекции Дома-музея К.Г.Паустовского (г. Старый Крым)

Посетители смогут ознакомиться с экспонатами, преподнесенными в дар музеям в разные периоды их становления и развития, увидят малоизвестные работы (многие из них экспонируются впервые) Максимилиана Волошина с указанием имен дарителей. Научные сотрудники, в свою очередь, расскажут о самых интересных экспонатах выставки и истории их приобретения, о предметах, подаренных музеям в последние годы не только частными лицами (О.С. Северцевой, М.В. Бокариус, Л.П. Печерикиной, семьями Арендт и Шагинян-Цигаль), но и различными благотворительными фондами и общественными организациями.

Одно из последних значимых приобретений музея – пять волошинских акварелей, написанных художником в 1928, 1929 и 1931 годах. Их подарил музею фонд С.П.Ролдугина «Возрождение традиций» - некоммерческая благотворительная организация, декларирующая своей целью «поддержку и организацию культурных мероприятий, восстановление памятников культуры, музыкальных школ, храмов и музеев в российской провинции». Посетители выставки смогут убедиться, что акварели находятся в хорошем состоянии. Все они имеют в левом нижнем углу монограмму (МW), соответствующую дату написания и дарственную надпись автора. Три из пяти подаренных Волошиным работ («Зима этого года», «Морской пейзаж», «Оснеженная Киммерия») адресованы, вероятно, С.А.Адрианову, литературному критику, переводчику, историку литературы, гостившему в Коктебеле у Волошина в годы, соответствующие датам создания акварелей. Одна из дарственных надписей гласит: «1925/XII28/ Милый Сергѣй Александровичъ,/ Поздравляю Васъ съ днями зимнего Сол-/ нцестоянiя и начала Года изъ глубины/ оснеженной Киммерiи./ Макс/ Маруся».

Общий вид выставки

Общий вид выставки. Среди экспонатов – скульптурный портрет М.А.Волошина работы скульптора А.И.Григорьева (гипс, 1970 г.). Дар Ю.А.Арендта, патриота Коктебеля, друга Дома

Еще одна из акварелей, по-видимому, была подарена Т.С.Салтыковой, педагогу, пианистке, концертмейстеру ленинградской консерватории (ныне – С.-Петербургская государственная консерватория им.Н.А.Римского-Корсакова). «…Т.С.Салтыкова совместно с З.П.Лодий были крупнейшими фигурами, стоящими у истоков класса камерного пения в нашей консерватории». Тамара Сергеевна была «постоянным обитателем» Дома Поэта с 1929 года. Известны её 5 писем к М.А.Волошину и 2 письма к М.С.Волошиной. В 1931 году она отдыхала в Коктебеле в июле-октябре, т.е. дата создания акварели («Крымский пейзаж». 30.09.1931 г.) совпадает со сроком пребывания Т.С.Солтыковой.

Адресата одной из пяти акварелей («Берег Коктебеля». 28.12.1928 г.) пока установить не удалось. Известны только имя и отчество – Александр Вячеславович.

Среди экспонатов выставки – книги, письма, почтовые открытки, фотографии из фондовых собраний Дома-музея К.Г. Паустовского, Литературно-художественного музея (г. Старый Крым), Музея Марины и Анастасии Цветаевых (г. Феодосия). Заинтересуют посетителей вещи, принадлежавшие А.И. Цветаевой и её семье и преподнесенные в дар музею внучкой Анастасии Ивановны О.А. Трухачевой (ручка, очешник, самодельный браслет, колокольчик).

Хочется верить, что выставка привлечет в наши музеи не только новых посетителей, но приобщит многих из них к творческому наследию поэта, вызовет интерес к богатейшим духовным традициям «киммерийского феномена», поможет проникнуться исторической насыщенностью этой древней земли. Благодаря бескорыстию и щедрости этих людей, неизмеримо расширяется культурное пространство Крыма, возникают многие десятки нитей, связующих его с общероссийской историей и культурой.

Научный сотрудник музея С.В.Клепс проводит лекцию в контексте выставки

Научный сотрудник музея С.В.Клепс проводит лекцию в контексте выставки «Вы отдали – и этим Вы богаты…»

Подобные выставки – это возможность еще раз заявить о себе и насущных проблемах музеев, привлечь новых партнеров и неравнодушных людей, обогатить фондовые коллекции музеев новыми поступлениями. И, конечно, выразить глубокую благодарность и искреннюю признательность всем дарителям дня вчерашнего и сегодняшнего за память и любовь.

оценок пока нет...
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт