Выставка из фондов Дома-музея М. А. Волошина и феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых "Юбилейные и памятные даты семьи Эфрон".

Выставка из фондов Дома-музея М. А. Волошина и феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых "Юбилейные и памятные даты семьи Эфрон". 2015 год отмечен юбилеями - 160 лет со дня рождения матери семьи Эфрон, участницы революционного движения Елизаветы Петровны Дурново (1854-1910), 130 лет со дня рождения театрального режиссёра и педагога Елизаветы Эфрон (1885-1976), 70 лет со дня смерти актрисы, библиотекаря Веры Эфрон (1888-1945) и 40 лет со дня смерти переводчицы, мемуаристки Ариадны Эфрон (1912-1975).

Елизавета Петровна Дурново - представительница старинного дворянского рода, единственная дочь рано вышедшего в отставку гвардейского офицера, адъютанта Николая I. Окончила Московские высшие женские курсы В. И. Герье, была членом партии "Земля и воля"; в 1879 году примкнула к группе "Черный Передел". На одном из конспиративных собраний она познакомилась с Яковом Константиновичем Эфроном (1854-1909), сыном строительного подрядчика, студеном университета.

В июле 1880 года при перевозке из Москвы в Петербург нелегальной литературы и станка для подпольной типографии была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Освобождена из крепости 8 ноября 1880 года и отдана на поруки отца с внесением залога в 10 000 руб. Выехала в Москву, откуда в декабре 1880 года скрылась за границу. Туда за ней последовал Яков Константинович Эфрон. В 1885 году она вышла замуж за Я.К. Эфрона и провела за границей долгих семь лет. Первые их дети – Анна, Петр и Елизавета родились в эмиграции.

По возвращении в Россию вела активную работу в политическом "Красном Кресте". В 1905 году вступила в партию эсеров, в 1906 году была повторно арестована. Через 9 месяцев заключения на основании медицинского свидетельства освобождена под большой залог, внесенный Н.А. Шаховым, и, не дожидаясь суда, через Финляндию снова уехала за границу. С осени 1908 года жила в Париже. В 1909 году не стало главы семейства. А через год семью снова постигло несчастье: трагически погибли Елизавета Петровна с сыном Константином, в один день.

На выставке демонстрируются уникальные коктебельские фотографии 1911 года, на которых запечатлены Эфроны – сестры Вера и Елизавета, их брат Сергей.

Волошин был добрым другом семьи Эфронов. Их первая встреча произошла в Москве в новогоднюю ночь 1898 года у общих знакомых – народовольцев В. А. и М. А. Жебуневых, где среди гостей были Петр, Анна и Елизавета Петровна Эфроны. "Было много молодежи, много искреннего веселья, пелись студенческие песни", - писал М. Волошин. В Париже в конце 1908 года происходит случайная встреча М. Волошина с Е. П. Эфрон. Узнав о трагедии в их семье, в 1911 году он пригласил Сергея, Веру и Лилю в Коктебель провести лето у моря, в своем доме. Брат с двумя сестрами восстанавливали душевные силы в обществе Максимилиана Волошина, Елены Оттобальдовны и новых друзей Дома Поэта.

Многочисленные творческие гости Волошина, а большую их часть составляла молодежь, разряжавшая свою энергию в остроумии, поэтических турнирах, литературных спорах и всякого рода выдумках, привносили оригинальность и колорит в жизнь этого Дома. "Обормотство" – так определил Максимилиан Александрович сложившуюся атмосферу. И активными участниками этого "обормотства" были Эфроны, театрально одаренные, они могли блестяще разыграть любую мистификацию.

На выставке демонстрируются уникальные коктебельские фотографии 1911 года, на которых запечатлены Эфроны – сестры Вера и Елизавета, их брат Сергей. Вера Яковлевна Эфрон чаще всего являлась адресатом Максимилиана Волошина, его матери Елены Оттобальдовны Кириенко-Волошиной, позже его жены Марии Степановны. На выставке представлен ряд писем Веры Эфрон к Волошиным, свидетельствующих о взаимопонимании, о глубоких, искренних отношениях.

В петербургский и московский периоды жизни Веры Эфрон будут завязаны теснейшие узы с художественной интеллигенцией столичных городов. По рекомендации М. А. Волошина она будет заниматься в студии пластического танца Э. И. Рабенек, на драматических курсах артистки художественного театра Халютиной.

Ряд писем Елизаветы Яковлевны к Марии Степановне Волошиной 1960-х годов можно увидеть на выставке.

Максимилиан Волошин – близкий друг и советчик для всех членов семейства – принимал душевное участие в жизни Веры. Когда у Веры Эфрон был сложный период в жизни, связанный с уходом из театра, она находилась на грани душевного срыва. Максимилиан Александрович очень чутко подошел к ее проблеме.

Понимая, что Вере сейчас необходимо "живое" общение и, не имея возможности приехать лично, Волошин просит Маргариту Сабашникову встретиться и поговорить с ней, объясняя состояние подруги: "…Она всегда живет другими и о других… Я почти никого не знаю, в ком бы чувствовалось столько духовной чистоты, жертвенности и безвыходности, как в Вере, и кто побуждал бы к себе такую мучительную любовь…". Письма Веры Эфрон к Волошину в 20-е годы наполнены тоской по Коктебелю.

Трепетно относился Максимилиан Волошин и к Елизавете Эфрон. Ее образ он запечатлел в своих "Сонетах о Коктебеле", а также в известном стихотворении "Полёт её собачьих глаз". Не прекращалась дружба Елизаветы Эфрон с Домом Поэта и после смерти Волошина. Ряд писем Елизаветы Яковлевны к Марии Степановне Волошиной 1960-х годов можно увидеть на выставке.

Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, впервые приехала в Коктебель, будучи еще совсем ребенком в апреле 1913 года. Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина (Пра) была крестной матерью маленькой Али. Позже в дневниковых записях Ариадна Эфрон так опишет время, проведенное в Коктебеле: "Помню, как мы были в Феодосии (Феодосия была на южной стороне). Мы жили в белом домике, около моря. Эта деревенька называлась Кок Тебель. У нас был сад или палисадник с розами. У меня был ежик или ежиха. Еж был маленький и Пра, моя крестная мать, приносила ежу много молока в бутылках, с бумажкой, что молоко получается на грудного ребенка. Так шли дни нашей жизни".

Уникальные экспонаты из своих фондов также представил феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых.

Уникальные экспонаты из своих фондов также представил феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых. Прежде всего, это личные вещи Ариадны Эфрон из ее дома в Тарусе:

  • керамическая ваза ручной работы (подарок скульптора Людмилы Кардашевой Ариадне Эфрон к 50-летию), игрушка "Бравый солдат Швейк" (подарок девочки Кати из Тарусы к 50-летию А. С. Эфрон),
  • игрушка "Конь" (подарок студентки Кати к 60-летию А. С. Эфрон),
  • любимые вещи Ариадны – "Ежик" - декоративная керамика, "Зайчик" - брелок (подарок скульптора Людмилы Кардашевой), шкатулка, подставка под стакан,
  • интересными экспонатами также являются две деревянные сувенирные ложки – подарок Сергея Эфрона Анне Тесковой, подруге Марины Цветаевой.

Все эти вещи были переданы в дар музею М. и А. Цветаевых московским издателем Борисом Мансуровым в начале 2000-х годов. На выставке также можно познакомиться с рядом книг, повествующих о жизненном и творческом пути Ариадны Эфрон.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт