В Мемориальной Мастерской Дома Поэта в Коктебеле 15 июля 2017 года в 15.00 состоялось открытие выставки "Взвихрённая Русь Алексея Ремизова", посвящённая 140-летию русского писателя Алексея Ремизова. На выставке представлены уникальные книги с автографами Ремизова из мемориальной библиотеки Волошина, а также фотографии и вырезка из газеты "Русь" за 5 апреля 1907 года, где впервые была напечатана статья Максимилиана Волошина "Алексей Ремизов. Посолонь".
Ценнейшим экспонатом выставки является книга Алексея Ремизова из фондового собрания музея "Что есть табак. Гоносиева повесть" с рисунками известного художника К. Сомова. Эта книга была выпущена в Санкт-Петербурге в 1908 году в количестве 25-ти экземпляров, каждый из которых является именным и в продажу она не поступала. Данная книга является экземпляром Максимилиана Волошина, о чем свидетельствует надпись на второй странице, сделанная рукой А. Ремизова.
Представлены фотографии Ремизова петербургского и эмигрантского периодов, копия письма Волошина Ремизову (Париж 1908 г.) и портрет Алексея Ремизова работы молодой художницы Юлии Гулянич (Санкт- Петербург). Не многие знают о том, что Ремизов был прекрасным художником-графиком и его работами восхищались многие известные художники. На выставке представлены копии его работ. Также посетителей ждут интересные цитаты из произведений самого Ремизова и из воспоминаний современников о нём.
Волошин и Ремизов познакомились в октябре 1906 года в Петербурге, в январе-феврале 1907 г. началась оживленная переписка. Волошин вместе с первой женой Маргаритой Сабашниковой бывали в гостях у Ремизова. И в статье Волошина "Алексей Ремизов. Посолонь", и в книге Сабашниковой "Зелёная змея" есть описания квартиры Ремизова и особой страсти писателя к самодельным игрушкам, что тоже нашло свое отображение на выставке.
Хотя Волошин и Ремизов не были связаны особенно длительным общением, их отношения все же обнаруживают немаловажные штрихи в писательском облике каждого из них. Некоторые их произведения обращены к одной тематике. Например, оба писателя обращались к образу Иуды и Протопопа Аввакума.
В 1910-е годы личные контакты Волошина и Ремизова прекратились: Алексей Михайлович жил в основном в Петербурге, Волошин – в Париже и в Коктебеле. В 1921 г. Ремизов покинул родину, Волошин остался в России. Пути разошлись. Ремизов пережил Волошина на 25 лет и в своей мемуарной книге "Иверень" (1940-е гг.), размышляя о судьбах писателей своего поколения, вспоминает Волошина в ряду своих "спутников жизни". Выставка будет экспонироваться до 25 августа 2017 года.