«Ты, уцелевший в сердце нищем,
Привет тебе, мой грустный стих!
Мой светлый луч над пепелищем
Блаженств и радостей моих!
Одно, чего и святотатство
Коснуться в храме не могло:
Моя напасть! мое богатство!
Мое святое ремесло!»
1856г. Каролина Павлова
21 марта 2019г. В Доме музее М.А. Волошина, в рамках культурологического проекта «Хранящий тайны века дом», прошло мероприятие «Мое святое ремесло» для учащихся 9-11 классов Коктебельской общеобразовательной школы, посвященное Всемирному дню поэзии.
Невозможно представить нашу жизнь без поэзии, без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, без творчества поэтов Серебряного века, без поэзии современных авторов. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Самым важным условием для создания стихотворения считается вдохновение. Поэтические образы приходят в голову поэта не под влиянием целенаправленного усилия или волевой установки, а в редкие моменты душевного подъема.
Научные сотрудники музея сделали этот праздник необычным, приоткрыв для зрителей творческую лабораторию поэтов разных периодов в истории русской культуры. Ребятам интересно было узнать как работал над стихом А.С. Пушкин. Об этом оставил свои воспоминания не только сам Александр Сергеевич, но и его современники: «С юности у Пушкина была привычка рано просыпаться, приводить себя в порядок и после чашки кофе забираться опять в постель, чтобы работать над рукописями – часов до трёх. В это время нельзя было его беспокоить. Закончив какой-то этап работы, Пушкин любил проверить на слух, как звучит написанное. Если некому было послушать, читал сам себе, с разной интонацией активно жестикулируя руками».
Из представителей Серебряного века были отмечены М. Цветаева и М. Волошин. «Процесс работы над стихами был для Макса огромным делом - писала в воспоминаниях его супруга Мария Степановна, - и всякий раз он готовился к этим часам, как к трудной ответственной работе, требующей полного напряжения сил для создания словесного живого организма».
С увлечением учащиеся слушали воспоминания Ариадны Сергеевны Эфрон о своей матери – Марине Цветаевой, работоспособность которой была удивительна: «Отметя все дела, все неотложности, с раннего утра, на свежую голову, на пустой и поджарый живот. Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила ее на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку — с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе. Лбом упиралась в ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредоточивалась мгновенно. Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась — острием мысли и пера».
Позитивных эмоций добавил рассказ об известных поэтах-«шестидесятниках», многие из которых являлись еще и поэтами-песенниками. Расцвет их творчества пришелся на 60-е годы. Они оставили потомкам свои размышления о поэтах, поэзии и свои так называемые «зарисовки» процесса творческой работы.
«В стихах я иногда называю себя поэтом,- пишет Борис Чичибабин,- когда мне необходимо через это название выразить какую-то важную мысль. Но только в стихах и только когда это нужно. В жизни — никогда, даже мысленно, даже в мечтах — никогда… Поэт — это же не занятие, не профессия, это не то, что ты выбрал, а то, что тебя избрало, это признание, это судьба, это тайна».
Под мелодичный перебор на гитаре звучали строки воспоминания Марины Влади о поэте, актере, авторе-исполнителе песен Владимире Высоцком: «Строфы крутятся у тебя в голове. … посреди ужина ты бросаешься к рабочему столу. Мне остается лишь убрать тарелки — ты больше не будешь есть. Я завариваю очень крепкий чай, тихонько ставлю перед тобой чашку и закрываю дверь. Ты уже исписал целый листок своим тонким старательным почерком….
Несколько часов ты остаешься сидеть, уставившись в белую стену. Ты не терпишь ни рисунка, ни картины, ни даже тени на стене перед собой…. Из двадцати четырех часов слишком коротких для тебя суток три-четыре часа ты проводишь за рабочим столом. Особенно ночью...».
Неповторимый ритмический рисунок стихотворения появляется не по мановению волшебной палочки. Чтобы даже самое короткое произведение расцвело и заиграло красками, часто авторы подолгу оттачивают каждую фразу, переставляют слова и строки в четверостишиях, добиваясь идеального звучания и музыкальности.
После поэтическо-информационной части гости музея приняли участие в новой экспериментальной рубрике «Живое слово», которую провел научный сотрудник музея, режиссер-педагог, руководитель студии театра и кино «Инсайт» Андрей Пристинский. Ребята с увлечением декламировали стихи, упражнялись в актерском мастерстве по игровой и речевой импровизации.