20 апреля в Доме музее М. А. Волошина в Мемориальной мастерской открылась выставка «И я, чтоб задержать мгновенья, их сковываю цепью слов», посвященная 105-летию выхода в свет (изд-во «Аполлон») 1-й книги М.А.Волошина «Лики творчества», 100-летию сборника «Демоны глухонемые» и монографии «Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы». Выставка пройдет в рамках цикла «Книги-юбиляры Серебряного века».
Для Максимилиана Александровича Волошина характерна ненасытная жажда познания окружающего мира. Он вошел в историю отечественной культуры как человек многообразных дарований – поэт, художник, критик, переводчик, исследователь. Современники удивлялись разносторонности интересов Волошина. Его увлекали астрономические и метеорологические наблюдения, геология и проблемы биологии. Он был одним из первых и самых осведомленных краеведов Крыма. Особое место в культуре Серебряного века заняла литературная и художественная критика Волошина. В своих эссе он не разделял произведения и личность художника, стремясь воссоздать «цельный лик» мастера, легенду о нем. Разбросанные по периодике многочисленные статьи его о современном искусстве он объединил в книге «Лики творчества». «Лики творчества» М. А. Волошина - это четыре тома критических очерков, первый из которых вышел в свет в 1914 году, а последующие три не удалось выпустить из-за начавшейся войны. В предисловии, написанном С. Наровчатовым к четырехчастному изданию книги, вышедшей только в 1989 году, Волошин определен как один «из самых своеобразных критиков и исследователей в истории русского «искусствоведения первой трети нашего века». Для Волошина характерна ненасытная жажда познания окружающего мира:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
Поэтические открытия знаменитого бельгийского поэта Эмиля Верхарна вдохновили М.А.Волошина на переводы его стихотворений. Они вошли в его книгу «Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы», появившуюся в 1919 году в разгар революционных потрясений. Новаторская верхарновская стиховая форма вызывала восхищение Волошина: «Во власти Верхарна столько ритмов, сколько и мыслей». Говоря о сложности и субъективности верхарновских переводов поэт писал: «Свободный стих Верхарна – это поющее пламя, которое каждую минуту произвольно и неожиданно меняет свою форму, направление и вьется жилками змеек… я давал только того Верхарна, которого люблю, и отпускал то, что мне чуждо и враждебно». Книга стихов «Демоны глухонемые» была последним прижизненным поэтическим сборником, изданным на родине в 1919 г. Это «… Очень цельная книга о революции» напишет Волошин в письме Г. А. Шенгели из Коктебеля в Харьков. Мы наблюдаем, как в послереволюционные годы резко меняется поэтическая палитра М.А.Волошина. На смену лирическим зарисовкам приходят публицистически страстные размышления о судьбах России и ее избранничестве («Святая Русь», «Ангел мщенья»), картины и персонажи русской истории («Стенькин суд», «Протопоп Аввакум»), трагические страницы истории Великой французской революции (цикл «Пламенники Парижа», «Термидор».
Демоны глухонемыеКто так слеп, как раб Мой? и глух, как
вестник Мой, Мною посланный?
Они проходят по земле
Слепые и глухонемые
И чертят знаки огневые
В распахивающейся мгле.
Собою бездны озаряя,
Они не видят ничего,
Они творят, не постигая
Предназначенья своего.
Сквозь дымный сумрак преисподней
Они кидают вещий луч...
Их судьбы — это лик Господний,
Во мраке явленный из туч.
29 декабря 1917