В Доме Поэта 23 апреля открылась новая выставка художественных работ М.А.Волошина «Твоей тоской душа томима, земля утерянных богов!». В залах литературной экспозиции на первом этаже представлены его работы разных периодов творчества, объединенные одной темой – Киммерия.
Киммерией М.А.Волошин называл восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива). Свой путь профессионального художника М.А.Волошин начал в Париже, когда ему было 24 года. Он работал в разных техниках, посещал художественные студии, тщательно работал в Национальной Парижской Библиотеке, где имелась большая коллекция японской печатной книги. Работал маслом, писал гуашью и темперой.
Большое влияние на его формирование оказали японские гравюры, которые Волошин покупал в Париже. Это привело к увлечению японским искусством. Его принципы (традиционализм, связь с природой, каллиграфия, синэргия живописи и поэзии) нашли отражение в художественном творчестве М.А.Волошина. С 1914 года он обращается к акварели, стремится выработать творческий метод, универсально включающий эстетический опыт Запада и Востока.
Главной темой своих акварелей М.А. Волошин называл воздух, свет и воду. Работы были для него художественным дневником, в котором он создавал музыкально-красочные композицией на тему киммерийского пейзажа. «Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть и за изменением лица которой я слежу ежедневно».
Большинство экспонируемых на выставке работ выполнены акварелью, представляют киммерийские пейзажи в разный период года и время суток. Акварель «В закатный час мы плыли мимо однообразных берегов...» (1929) – созвучна его одноименному стихотворению из поэтического цикла: «Киммерийская весна»:
Твоей тоской душа томима,
Земля утерянных богов!
Дул свежий ветр… Мы плыли мимо
Однообразных берегов. (1912)
Волошин создает пейзаж волнующегося серого моря, на горизонте вдали очертание знакомых ему скал и мысов, а над землей белое солнце в окружении жёлтого ореола и лёгких голубых и сиреневых облаков.
В работах Волошина встает образ древней Киммерии. В своих акварелях «Видение старины» (1929) и «Очерки башен, колонн и развалин / На окоеме померкшей земли...» (1928) на фоне неба вырисовываются силуэты древних башен и храмов. Земля в его акварелях живет в легендарной, исторической эпохе, а образ неба передает течение времени, сиюминутную жизнь различных состояний дня.
Изобразить землю – значит раскрыть ее историю и легенды. Поэтому и земля в его работах обнажена. Цветаева очень верно почувствовала земное и вечное, как праматерь, начало в творчестве М. Волошина. «Творчество Волошина — плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той — мало насквозь прогретой, — сожженной, сухой, как кремень, землей…». Земля – то округлая, податливая глина и песок (Янышары), то твердый камень – сердолик, яшма, острые выступа скал (Кара-Даг) – в акварелях Волошина выражает особую поэтику камня. Многие его акварели по цветовой и линейной композиции напоминают нерукотворные пейзажи, угадываемые в коктебельских яшмах. Пейзаж в камне напоминает акварель «Розовый день» (1924) с нежным розово-голубым колоритом небесного свода и сине-зеленой поверхностью моря. Разные оттенки охры соседствуют с серовато-дымчатыми и зелено-голубыми тонами. Линии, передающие абрис скал и холмов, конфигурацию облаков и изрезанность берега, подобны трещинам и прожилками в каменной породе. Характер линии и штриха глубоко сообразен то с мягкой округлостью холмов, то с резкой угловатостью Кара-Дага.
Достаточно часто Волошин обращается к лунному пейзажу. Он любил писать подлунный мир, луной озаренную землю. Мотив любования луной в классическом искусстве Китая и Японии, как в поэзии, так и живописи, вырос до значения священного. Художник видит Коктебель почти в «космической» беспредельности.
Мы часто встречаем в его акварельных листах и ничем не затемнённый солнечный диск, и солнце сквозь разнообразный облачный покров. И если земля в его акварелях живет непрерывно, простирая в легендарном, или историческом времени, то ему всегда удается передать живую жизнь неба каждого времени дня.
В своем творчестве М.А.Волошин объединил поэзию и живопись. Живопись для него становится «поэзией без слов». На выставке можно увидеть работы последних лет (1928 -1930 гг.) с поэтическими двустишиями «Солнце-паук», «Море глухо шумит», «Раскаленное солнце», «Очерки башен, колонн и развалин / На окоеме померкшей земли...», «Привычных глазу очертаний / Свето-воздушная игра».
Море глухо шумит, развивая древнiе свитки
Вдоль по пустынным пескамъ... (Море глухо шумит, 1930)
Вся жизнь Волошина в Коктебеле была в единении с природой. Он создает в Коктебеле свой стиль жизни, во многом сходный с японским средневековым стилем жизни фэнлю («ветер и поток»), чему способствовало его увлечение японским искусством. Словно «классические японцы» Волошин слышит ритмы живой природы, а структура гор и движение волн рождают ритм и структуру его стихов и живописи:
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.