В Доме-музее К. Г. Паустовского 2 августа 2019 года состоялось открытие выставки живописных работ «Малые формы» художницы из Санкт-Петербурга Татьяны Шлыковой. Это уже её третья персональная выставка в старокрымском музее писателя.
Три – почти сакральное число, которое в нумерологии ассоциируется с чем-то божественным, абсолютно совершенным и символизирует полную гармонию. Поэтому и выставка Татьяны – это символ гармонии и сочетания трёх мощных природных явлений: моря, гор и воздуха. Последний наполняет всё пространство выставки, он охватывает и природную стихию, и городские вкрапления благородного и интеллигентного Питера, и нежные, но сильные цветы, от белого до лилового оттенка. Название выставки «Малые формы» дала сама художница, определив им направление работ – лаконичных и небольших по размеру, но сильных и наполненных по определению. Среди работ есть довольно ранние, техника которых удивляет, а материал, используемый для написания некоторых из них, поражает. Одна из работ – «Море» – написана на джинсовой основе, которая по своей текстуре очень близка к холсту. По воспоминаниям Татьяны в тот момент ей так остро захотелось написать море, что даже отсутствие специального материала не остановило, и она использовала для этого джинсы.
Аннотацию к выставке Т. Шлыковой подготовил, как и в прошлом году, кандидат искусствоведения, сотрудник Государственного Русского музея Руслан Бахтияров (приведена ниже). У Паустовского есть рассказ «Корзина с еловыми шишками», который он написал под впечатлением удивительной музыки Э. Грига «Утро». Читая аннотацию Р. Бахтиярова, в памяти всплывает другая мелодия Грига «В пещере горного короля», также как и «Утро», входящая в сюиту норвежского композитора, написанную им на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Она (аннотация) такая же сильная, мощная и дерзкая, как и эта музыкальная композиция, и в некоторых местах рассыпается мощными раскатами волн и воздуха, которые наполняют картины Татьяны Шлыковой.
С этим согласились и гости, присутствующие на открытии выставки, которые с большим интересом знакомились с работами художницы, задавали вопросы по их созданию, удивлялись и фотографировали.
Выставка будет работать до 31 августа 2019 года.
«МАЛЫЕ ФОРМЫ» В ЖИВОПИСИ ТАТЬЯНЫ ШЛЫКОВОЙ
Искусство двадцатого века обозначило резкие перестановки не только в представлениях о задачах искусства и связанной с этими представлениями иерархию жанров. Оно обратило помыслы многих художников к выявлению целостности и эстетической содержательности выразительного образа в самых малых его составляющих – своего рода первоэлементах живописи. Это могло быть единичное точечное прикосновение кисти, открытое французскими пуантилистами, или ее мощный экспрессивный росчерк, в котором различим след душевного движения творца.
Выставка Татьяны Шлыковой позволяет увидеть путь продолжения и развития европейского модернизма и русского авангарда в приверженности «малым формам» в пространстве петербургской живописи уже наступившего двадцать первого столетия. Яркий цветочный букет, морской берег или городской мотив могут послужить художнице необходимым импульсом для поиска и обретения сложного динамического равновесия рационально-аналитического и эмоционального начала. Эти, на первый взгляд, полярные художественные величины, на самом деле оказались в равной степени важными на пути от реальности к емкому образу, концентрирующему базовые для живописи понятия цвета, ритма, фактуры.
Структурирование пространства широкими и мощными цветовыми планами позволяет сообщить изображению Ледового дворца ощущение незыблемого величия, присущего Петербургу, словно хранимому суровыми грифонами (пусть в данном случае они являются созданием современного мастера). Кажется, от этих безмолвных мифических стражей на фоне громады из стекла и бетона рукой подать до другого урбанистического мотива. Однако здесь условность формы – не малой, но большой позволяет Шлыковой создать обобщенный, всеобъемлющий образ Города как масштабного многопланового понятия, а не конкретного географического объекта. «Город» – своеобразное посвящение Николя де Сталю, обозначает своего рода кульминацию на пути к образу, предельно очищенному от «форм самой жизни», но всё же сохраняющему с ними прочную ассоциативную связь. С другой стороны, эхо ассоциативных абстракций классика французского модернизма середины ХХ века ощутимо и в крымских мотивах Татьяны Шлыковой, где малые структурные величины (которыми, подобно мозаике, выложена поверхность красочного слоя), позволяют даже в камерном по формату произведении создать по-настоящему монументальный и целостный образ.
Иной вектор этот поиск получает в изображениях цветов. Автор и здесь, находя опору в натуре, в ее красках и линиях, избегает многословия и какой-либо избыточности. Это проявляется даже в выборе своего рода минималистической постановки, где, например, в одиночестве розы есть нечто горделивое – и тревожное. Бутоны, листья и стебли в натюрмортах Татьяны Шлыковой словно ощупывают пространство, пытаются его «обжить», наполнить полнозвучным многоцветием. Но при этом, кажется, осознают ими же пробужденную краткосрочность красоты живой природы в этом мире… Так в представленных произведениях вновь проступает драма, изначально заключенная в бытии совершенных созданий природы. Они извлечены из привычной среды обитания и служат напоминанием о счастливых мгновениях диалога с красотой, которые способно навсегда остановить и сделать частью мира одного человека и других людей только Искусство.
Руслан Бахтияров Кандидат искусствоведения, сотрудник Государственного Русского музея