22 июня 2016 года в День Памяти и скорби в Доме-музее Константина Паустовского было проведено тематическое мероприятие "Строки, опалённые войной". В основу плана-сценария положена тема "Писатели и поэты – участники Великой Отечественной войны", где сотрудники музея особое внимание уделили писателям, закончившим Литературный институт им. А. М. Горького и являющимися учениками К. Г. Паустовского.
Великая Отечественная война отражена в русской-советской литературе XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами.
Константин Симонов в грозные предвоенные годы писал, что "перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки". И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели сменили свое штатское платье на гимнастерки, и стали армейскими корреспондентами, среди которых был и Константин Георгиевич Паустовский. С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал: "Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…".
Среди произведений о войне советского периода выделяется, так называемая, "лейтенантская проза" писателей Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Владимира Тендрякова, о которых более подробно было рассказано на мероприятии в связи с тем, что они учились в Литературном институте им. А.М. Горького и были учениками Константина Георгиевича Паустовского.
Юрий Васильевич Бондарев (р. 15 марта 1924) – русский писатель, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942—1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, награждён двумя медалями "За отвагу". Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1945 — 1951). Автор лучших книг о войне – "Батальоны просят огня" (1957), "Тишина" (1962), "Горячий снег" (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман "Горячий снег" о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики, вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы.
Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984) - русский советский писатель. В декабре1941 года был призван в РККА и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил звание младшего сержанта-радиста. В июле 1942 отправлен на фронт. Первое ранение получил под Сталинградом. В августе 1943 года под Харьковом был ранен вторично, на этот раз тяжело и после лечения в госпитале демобилизован в январе 1944. Осенью 1945 года поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова на художественный факультет, но уже через год перешёл в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году.
Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) – русский советский писатель, один из представителей "лейтенантской прозы". В 1941 году Воронежским РВК был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, с 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. В сентябре 1943 года был ранен в районе г. Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды. Также был награждён медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией, в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени. Закончил войну в звании лейтенанта начальником разведки артиллерийского дивизиона. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького.
Если Бондарев, Тендряков и Бакланов были учениками Паустовского, то Фраерман был близким другом писателя.
Рувим Исаевич Фраерман (1891 – 1972) – советский детский писатель, прозаик. Участвовал в Гражданской войне на Дальнем Востоке (в партизанском отряде Якова Тряпицына). Участник Великой Отечественной войны: боец 22-го полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, военный корреспондент на Западном фронте. В январе 1942 года был тяжело ранен в бою, в мае демобилизован. Автор повестей, преимущественно для детей, наиболее известное произведение — "Дикая собака динго, или Повесть о первой любви" (1939).
В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.