Выставка графики серебряного века3 февраля в Доме-музее М.А. Волошина открылась выставка русской графики Серебряного века «Знать лишь то, что истинно и вечно, красотою мерить жизнь свою…». «Из художественного наследия Дома-музея М.А. Волошина». Графические работы Е.С. Кругликовой.Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения художницы, графика Е.С. Кругликовой, к 150-летию художника, искусствоведа А.Н. Бенуа, 145-летию русского художника Е.Е. Лансере, 145-летию русского и литовского художника М.В. Добужинского, 125-летию советского библиографа, искусствоведа Э.Ф. Голлербаха.

С конца XIX века начинается новый расцвет графического искусства в России. Возрождение русской графики связывают с деятельностью журнала «Мир искусства» (1898-1904), одним из организаторов которого стал Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), художник и теоретик искусства. Впоследствии, М.А. Волошин назвал Бенуа «сердцем» «Мира искусства», а это объединение «истинной Академией современного русского искусства». Статьи и  репродукции работ А.Н. БенуаВ противоположность господствующему академизму и передвижничеству участники художественного объединения стремились вернуть русской культуре художественность и эстетизм.

«Мир искусства», а затем и другие литературно-художественные журналы («Весы», «Золотое руно», «Аполлон») начинают выходить с графическими заставками, прекрасными иллюстрациями и репродукциями. В оформлении журналов принимают участие основатель объединения Александра Бенуа, его племянник Евгений Лансере (1875-1946), Мстислав Добужинский (1975-1957). Художники также сотрудничают с издательствами, принимают участие в оформлении книг (обложка, иллюстрации). На выставке представлены журналы и книги из мемориальной библиотеки, демонстрирующие графику Бенуа, Лансере, Добужинского, а также графические работы в «Весах» М. Волошина.

Е.Е.  Лансере Горный аул. 1916. Фонды ДМВ

С членами «Мира искусства» М. Волошин познакомился в 1903 году, когда приехал из Парижа в Петербург в качестве уполномоченного нового парижского художественного общества «Монпарнасс», созданного Елизаветой Кругликовой.

А.Н.  Бенуа. Пейзаж с фонтаном. 1906. Фонды ДМВ.

Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) – художница, график, мастер эстампа и силуэта, педагог. С 1895 года Кругликова обосновалась в Париже. Художница работала в разных графических техниках: акварель, офорт, цветной лак, акватинта, она открыла забытую технику монотипии. Ее мастерская на протяжении двух десятилетий была притягательным центром для русских художников, и М.Волошин приходит туда вскоре после переезда во Францию в 1901 году.

Бенуа А.Н. Пейзаж с двумя мужскими фигурами у вазы. Без даты. Фонды ДМВ

В мастерской Кругликовой Волошин начинает осваивать технику офорта. Его работы в этом направлении, а также станковая графика Кругликовой представлены на выставке. Посетители также увидят художественные предметы для создания гравюры, принадлежавшие Волошину.

Творчество Эриха Голлербаха (1895-1942) стало неотъемлемой частью литературно-художественной жизни России. Искусствовед, литературный и художественный критик, он высоко ценил знакомство с Волошиным, считал его «поэтом-ювелиром». Многие статьи Голлербаха посвящены культуре Серебряного века. Чашка с блюдцем «Четыре возраста». Художник  М.В. Добужинский. 1922. Фонды ДМВОн написал монографию о Добужинском, книгу воспоминаний о Головине, в которой использовал и воспоминания М.А. Волошина о художнике. После смерти Волошин Э.Голлербах оставил о нем воспоминания. «Мне хотелось бы когда-нибудь написать целую книгу о Волошине, я назвал бы ее “Pontifexmaximus” (Верховный жрец (лат.)) — потому что основным в образе Волошина было нечто жреческое, нечто античное... Чувствовалось, что этот человек духовно щедр, что он может очень много дать, если захочет, но что знает он гораздо больше, чем высказывает, и “быть” для него важнее, чем “казаться”».

Выставка продлится до 30 апреля.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт