Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой...
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.М. Волошин.
16 марта в ГБОУ РК «Феодосийской специальной школе-интернате» прошла лекция-презентация «Жизнь и творчество М.А. Волошина» для детей с ограниченными возможностями.
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. С 1893 года он поселился в Коктебеле, а с 1917 года жил здесь постоянно. С этим краем связана его художественная и во многом поэтическая жизнь. Совершая каждодневные прогулки по окрестностям, Макс прекрасно знал горы и холмы Киммерии. В своей мастерской он создавал многочисленные акварели на тему крымского пейзажа.
В подходе к работе, в принципах построения композиции и рисунка художественных произведений Волошин был близок к дальневосточному искусству.
Его стихи часто дополняли акварели, создавая единое целое
День молочно-сизый расцвел и замер,Побелело море, целуя отмель.Всхлипывают волны, роняют брызгиКрылья тумана...Обнимает сердце покорность. Тихо...Мысли замирают. В саду маслинаПростирает ветви к слепому небуЖестом рабыни...
Создание стихов Волошин воспринимал как подвиг. В поэтических произведениях он соединял темы природы, истории с темой человека. О неразрывном единстве творческого и человеческого «Я» с любимой поэтом восточно-крымской землей говорится во многих его стихах.
Вся жизнь Волошина в Коктебеле была в единении природой. Он создает в Коктебеле свой стиль жизни во многом сходный с японским средневековым стилем жизни фэнлю («ветер и поток»), чему способствовало его увлечение японским искусством. Словно «классические японцы» Волошин слышит ритмы живой природы, а структура гор и движение волн рождают ритма и структуру его стихов и живописи:
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Дом Волошина на побережье Коктебельского залива привлекал многих поэтов и писателей. В тексте лекции приводятся фрагменты воспоминаний о поэтах Серебряного века, посещавших Коктебель (Марина Цветаева, Николай Гумилев, Осип Мандельштам). Их произведения входят в школьную программу и знакомы учащимся.
В школе-интернате обучаются дети с различными нарушениями слуха. Для лучшего усвоения материала учащимися информация была представлена в виде презентации с большим количеством наглядного материала. Дети познакомились с фотографиями Волошина разных лет, репродукциями его работ из собрания Дома Поэта. Материал был подан на основе воспоминаний его современников: второй жены Волошина Марии Степановны; жены поэта К. Бальмонта Екатерины; дочери М. Цветаевой Ариадны Эфрон.
Лекция для детей-инвалидов проведена в рамках программы по музейной педагогике в цикле лекций «В гармонии с собой и окружающим пространством».