Общий вид выставки «Так они и остались - …ныне и навсегда сплетенные в единстве моей благодарности и любви» 25 марта в 14:00 в Доме-музее М. А. Волошина открылась выставка, приуроченная к 125-летию первой публикации М. А. Волошина, 110-летию выхода в свет первой книги стихов М. А. Волошина, М. И. Цветаевой, А. К. Герцык. На выставке в Мемориальной мастерской представлены книги из Мемориальной библиотеки М. А. Волошина, рукописные и машинописные тексты Максимилиана Волошина, Марины Цветаевой и Аделаиды Герцык, редкие фотографии, письма современников, фрагменты мемуарной прозы.

Открыла выставку заместитель генерального директора Стеблюк Тамара Александровна, а научный сотрудник Андрей Пристинский – автор выставки рассказал о важности подобных мероприятий сегодня.

Цветаева М.И. Вечерний альбом. Стихи. М., т-во тип. А.И. Мамонтова, 1910

Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии.
Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом.
М. А. Волошин 3-е семилетье: Юность (1891—1898)

Раннее детство М. А. Волошина прошло в Таганроге и Севастополе. Своё среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель (1893), Максимилиан пошёл в Феодосийскую гимназию. Именно здесь в 1895 г. было опубликовано стихотворение Волошина — «Над могилой В. К. Виноградова», в сборнике «Памяти Василия Ксенофонтовича Виноградова».

Отроком строгим бродил я
По терпким долинам
Киммерии печальной,
И дух мой незрячий
Томился
Тоскою древней земли.
М.А. Волошин

«В 1910 году выходит моя первая книга стихов». За этой строкой М. А. Волошина из автобиографии 1925 года стоит целое творческое десятилетие, итогом которого стал сборник со скромным названием «Стихотворения. 1900-1910». К. Ф. Богаевский согласился сделать для книги рисунки, которые стали подлинным украшением томика. И вот 27 февраля 1910 года тиражом 1200 экземпляров с литографиями Богаевского и обложкой работы художника А. М. Арнштама выходит сборник стихов М. А. Волошина. В сборник вошло 104 стихотворения, объединённых автором в четыре раздела: «Годы странствий», «AMORI AMARA SAKRUM», «Звезда полынь» и «Алтари в пустыне». В предисловии к сборнику М. А. Волошин писал: «Читатель! Вот моя книга лирики! Я писал ее 10 лет. В ней нет иного единства, чем единство моего Я.»

Ваша книга – это весть «оттуда»,
Утренняя, благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: «Чудо – есть!»
М.А. Волошин

Автограф М.И. Цветаевой на шмуцтитуле.Историю публикации «Вечернего альбома» М. И. Цветаева описала в очерке «Герой труда» (1925), Рукопись стихотворения М. А. Волошина «Акрополь».и именно на это описание опирались позднее её биографы. В этом очерке она писала, что книга появилась «взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться я не могла». Этим человеком был Владимир Оттонович Нилендер, расставание с которым она перед этим пережила. Скрытое посвящение заложено уже в названии сборника – так сёстры Цветаевы назвали тёмно-синий кожаный альбом, в который они записали беседы с Нилендером и подарили ему к новому 1910 году.

Цветаевой во время выхода сборника было 18 лет. В сборник вошло 111 стихотворений, что необычно много. Это показывает, что юный автор не столько отбирала свои лучшие стихотворения для дебютного сборника, сколько стремилась к достаточно полному представлению своих поэтических опытов. Публикация за свой счёт была достаточно необычным шагом, так скорее поступали литературные дилетанты, не видящие для себя иного пути напечататься. Молодые поэты, стремящиеся к признанию, старались опубликовать свои стихи в каком-либо журнале или альманахе, что связывало автора с тем или иным литературным течением. В дальнейшем их дебютные сборники выходили под маркой издательств, связанных с этой группой литераторов. Анастасия Цветаева, вспоминала что, у её сестры тоже была возможность опубликовать свой сборник в одном из издательств символистов: «Мусагете» или «Скорпионе». Однако М. А. Цветаева не захотела связываться с издательствами, поскольку это означало бы контроль со стороны издательства над содержанием сборника.

Книга сразу была замечена в русском поэтическом мире. М. А. Волошин «Над могилой» В. К. Виноградова.1895 г.Её выход был отмечен рецензиями таких блистательных поэтов, как Валерий Брюсов, Николай Гумилёв и Мариэтта Шагинян. Они отметили как литературное мастерство и искренность поэзии Марины Цветаевой, так и то, что она не следовала проторенными путями русского символизма, пришедшему к тому времени к своему кризису, следствием которого была оторванность поэзии от жизни. Вместе с тем, большинство критиков отмечали неровность сборника. И Брюсов, и Шагинян писали о том, что без некоторых стихов сборник мог бы и обойтись. Исключением стал Максимилиан Волошин, который увидел и принял авторский замысел «Вечернего альбома» в целом. Благодаря выходу этого сборника Цветаева знакомится с Волошиным, и это знакомство во многом определяет её дальнейшую жизнь. В статье «Женская поэзия», опубликованной в газете «Утро России» в декабре 1910 года, М. А. Волошин отмечал: «Её надо читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности…».

Лгать не могла. Но правды никогда
Из уст ее не приходилось слышать –
Захватной, публичной, тусклой правды,
Которой одурманен человек.
М.А. Волошин

Аделаида Герцык (родилась 16 февраля 1872 г.) начала публиковаться в 1899 году как переводчица и автор небольших литературно-критических и мемуарных эссе, в частности, о Джоне Рёскине; перевод его книги «Прогулки по Флоренции: Заметки о христианском искусстве» Герцык опубликовала в 1901. Известна также своими переводами (совместно с сестрой) трудов Ф. Ницше: «Сумерки богов» (1900), «Несвоевременные мысли» (1905) и его стихотворений. С 1904 года сотрудничает с символистским журналом В. Я. Брюсова «Весы», публикует литературные обзоры и рецензии на новые книги. Ее публикации-рецензии в рубрике «Новые книги» появлялись под псевдонимом В. Сирин.

Волошин М.А. Стихотворения. 1900 – 1910. Из Мемориальной библиотеки М. А. Волошина. 1910 г.

Под влиянием чувств к любителю истории, литературы и поэзии А. М. Бобрищеву-Пушкину, в 1903 году А. Герцык начала писать стихи:

«...Не Вы – а я люблю!
Не Вы – а я богата...
Для Вас – по-прежнему осталось все,
А для меня – весь мир стал полон аромата,
Запело все и зацвело...»

В 1907 году появилась первая значительная публикация стихотворений Герцык — цикл «Золотой ключ» в альманахе символистов «Цветник Ор. Кошница первая». Для ранних стихов характерны состояния томления, духовного поиска, одиночества:

«Женщина там на горе сидела,
Ворожила над травами сонными…
Ты не слыхала? Что шелестело?
Травы ли, ветром склоненные...»

Стихи, впоследствии вошедшие в единственный сборник 1910 года А. Герцык «Стихотворения», встретили восторженный отклик в символистской среде, удостоились высокой оценки В. И. Иванова, отметившим близость поэзии Аделаиды Герцык к фольклору, «заплачкам и причитаньям, нашептам и наговорам, приворотным напевам и колыбельным… Речь идёт об атавистически уцелевшей лирической энергии». Признаки древних, забытых обрядов, ворожбы, совершаемого таинства в стихах сборника служат фоном для выражения лирических чувств героини, хотя в этой «стихийной» лирике очевидны следы фольклорной стилизации, характерной для русского символизма.

Герцык А.К. Стихотворения с автографом А.К. Герцык на титульном листе. Из Мемориальной библиотеки М. А. Волошина. 1910 г.

В начале 1911 года в этом доме произошла первая встреча А. Герцык и 18 - летней Мариной Цветаевой, познакомил их М. А. Волошин. В своем очерке-воспоминании «Живое о живом» Марина Цветаева так описывает эту встречу:

«В первую, горячую голову нашего с ним схождения он (Волошин) живописал мне ее (Герцык): глухая, некрасивая, немолодая, неотразимая. Любит мои стихи, ждет меня к себе. Пришла и увидела — только неотразимую. Подружились страстно…Так они и остались — Максимилиан Волошин и Аделаида Герцык — как тогда сопереплетенные в одну книгу (моей молодости), так ныне и навсегда сплетенные в единстве моей благодарности и любви».

Заместитель генерального директора Заповедника «Киммерия М.А. Волошина» Т.А. Стеблюк открывает выставку «Так они и остались - …ныне и навсегда сплетенные в единстве моей благодарности и любви»

В контексте выставки планируется проведение лекций, тематических экскурсий и других творческих мероприятий, предназначенных для всех возрастных категорий посетителей. Выставку можно будет посетить до 23 мая.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт