К коктебельскому и феодосийскому периодам Марины и Анастасии Цветаевых

Витрина 1. Фото экспозиции выставки «Творчество-общее дело, творимое уединенными». Коктебель. 1911г

«…О целом мире коктебельского первого лета, когда-нибудь отдельно, обстоятельно и увлекательно расскажу». Эти слова М.И. Цветаевой из её воспоминаний о Максимилиане Волошине «Живое о живом» стали главным лейтмотивом открывшейся выставки в музее Марины и Анастасии Цветаевых. Создание выставки стало возможным, благодаря полной реэкспозиции музея Марины и Анастасии Цветаевых,проведенной в рекордно кратчайшие сроки,а уникальные экспонаты, объединенные в единый комплекс, естественно и гармонично вписались в воссозданные интерьеры жилого дома русской интеллигенции начала ХХ века. Целью выставочной экспозиции явилась, по возможности, точная реконструкция того незабываемого «коктебельского первого лета». Именно в то лето все только начиналось, и многое было впервые: зарождение великого племени «обормотов», домашние мистификации, вписавшие в анналы дома многие имена, тогда же началась счастливая и трагическая история любви длиною в жизнь.

Витрина 2. Семьи Цветаевых-Эфронов в гостях у Макса. Коктебель. 1913г.

Ещё зимой 1910 года Волошин пригласил Марину и Асю Цветаевых провести в Коктебеле лето 1911 года. И вот, прожив месяц в гурзуфском одиночестве, Марина и Ася оказалась в этой мифической, сказочной, ни на что не похожей стране – Коктебель.

Постоянно жившие вблизи греческих богов и героев, Цветаевы естественно вошла в легенду о Киммерии, создаваемую Волошиным. В Коктебеле складывался особый мир: единения с природой, дружеского веселья, свободы, непринуждённости.

Экспозиционное решение выставки основывается на очерке М.И. Цветаевой о М.А. Волошине, воспоминаниях сестры – А.И. Цветаевой, дочери – А.С. Эфрон, мемуарах художника Л.Е. Фейнберга, эпистолярном наследии разных авторов, исследованиях цветаевско-волошинской темы и уникальных письменных, изобразительных, вещественных материалах, сохранившихся в Доме Поэта. Материалы выставки повествуют о лете 1911 года, начиная с 5 мая, т.е. со дня приезда М.И. Цветаевой в Коктебель, по 7 июля, когда «... обе пары - Марина с Сережей и Ася со своим будущем мужем - уехали», а также, частично, о втором коктебельском лете М.И. Цветаевой - 1913 года и феодосийском периоде жизни сестер Цветаевых 1913-1914 годов.

Фрагмент выставки:из фондовой коллекции Дома-музея М.А.Волошина.Широко представлены книги из библиотеки М.А. Волошина, отражающие круг чтения М.И. Цветаевой, ее литературные предпочтения, на которые М.А. Волошин имел влияние в рассматриваемый нами период, рекомендуя того или иного автора, ту или иную книгу. Это книги, которые М.И. Цветаева непосредственно держала в руках и читала, перелистывая страницу за страницей.

Экспозиция выставки предлагает посетителям приобщиться к драгоценным свидетельствам тех лет. Её основой стали дневниковые записи, письма, фотографии, прижизненные издания книг Марины и Анастасии Цветаевых, Сергея Эфрона, автографы, книги современников и «любимые книги в мире, те, с которыми сожгут». Это, прежде всего, первые прижизненные сборники М. Цветаевой («Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Конец Казановы», «Версты») с автографом М.А. Волошину и Е.О. Волошиной; «Королевские размышления» Анастасии Цветаевой; «Детство» Сергея Эфрона.

1 декабря 1910 года Цветаева дарит Волошину «Вечерний альбом» с автографом: «Максимилиану Александровичу Волошину с благодарностью за прекрасное чтение о Villiers de l’isle Adam. Марина Цветаева. Москва, 1-го декабря 1910». Уже 22 декабря Волошин посвящает Цветаевой стихотворение «К Вам душа так радостно влекома…».

Эмоциональное восприятие экспозиционного пространства у посетителей усиливает изумительная по красоте и тонкости работы крымскотатарская чадра («татар шлеме») с использованием металлической нити. Её красочное описание дает А.И. Цветаева в книге «Воспоминания»:

Интересен и изобразительный ряд. Прежде всего, ранние работы М.А. Волошина, когда художник использовал в своем творчестве различные виды техники, работая на натуре. Выставлен пейзаж под названием «Дерево на поляне» с дарственной надписью М.И. Цваетаевой: «Милой Марине в протянутую руку. 26.IV.1913. Коктебель». Портреты матери – Е.О. Волошиной и С.Я. Эфрона его же кисти.

Говоря о самом счастливом коктебельском периоде жизни сестёр Цветаевых, нельзя не вспомнить ещё одно имя – Константина Фёдоровича Богаевского. Совершенно разные по характеру, жизненному укладу, образованию и темпераменту, Волошин и Богаевский дружили и были неразлучны всю жизнь. Живя рядом друг с другом, один — в Феодосии, другой — в Коктебеле, они много общались и в жизни, и в творчестве. Сама природа и история восточного Крыма являлась для художников неисчерпаемой кладовой тем и сюжетов. Ощущение трагического безмолвия земли, хрупкости, недолговечности народов и цивилизаций неизменно волнует обоих.

Фрагмент выставки:акварели М.А.Волошина из фондов ДМВ.

Обо всём этом сёстры Цветаевы, конечно же, узнают потом, а пока они с большим интересом погрузилась в творческую атмосферу коктебельской жизни. Среди их новых знакомых оказался и Константин Федорович. В конце апреля 1913 года Марина Цветаева с мужем Серёжей Эфроном и маленькой дочерью Ариадной, родившейся в сентябре 1912 года, снова приезжает в Коктебель. А с 13 мая того же года у Максимилиана Александровича вновь гостит и Константин Фёдорович. В этот приезд Марина дарит Богаевскому свой сборник стихов "Вечерний альбом" и оставляет на нём надпись: "Константину Федоровичу Богаевскому – гениальному художнику и прелестному человеку". Марина Эфрон, урожд. Цветаева. Коктебель, 21 мая 1913 г. А на обороте шмуцтитула - автограф стихотворения М. Цветаевой "Сердце, пламени капризней…". Судьба распорядилась так, что в этом же 1913 году в октябре Марина с семьёй и Анастасия с сынишкой Андрюшей Трухачёвым приедут в Феодосию и проживут здесь до июня 1914 года. В это время сёстры Цветаевы часто бывали на вечерах в домах известных феодосийцев, конечно же, они посещают и дом Богаевских.

Общий вид выставки.

Авторы предлагаемой выставки стремились наиболее полно и емко отразить художественное творчество Волошина разных лет. В экспозиции представлены как ранние, так и зрелые работы художника середины 20-х годов прошлого века и, конечно же, акварели, написанные в последние годы жизни. Стихии в акварелях Волошина – море, холмы, небо, облака – светопроницаемы и светоносны…(«Лучи из облаков», «Дикие холмы», «Перламутровый день», «Хрусталь предгорий так прекрасен…», «Со стороны Феодосии», «Киммерийские берега», «Фанфары солнца»). Как пишет он сам: «Главной темой моих акварелей является изображение воздуха, света, воды, расположение их резонированным и резонирующим планам».

Уместным и тематически оправданным наряду с акварелями Волошина видятся работы Богаевского. В данном случае композиционно они дополняют друг друга, ни в коей мере не копируя.

На выставке представлены шесть литографий К.Ф. Богаевского из его альбома.

Хотелось бы отдельно отметить, что выставка, посвященная коктебельскому и феодосийскому периодам жизни сестер Цветаевых, является первой в новом экспозиционном комплексе музея Марины и Анастасии Цветаевых, созданном благодаря творческому коллективу музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Экспозиционное пространство, оформленное авторами выставки, приглашает посетителей в поэтико-художественный мир сестер Цветаевых, знакомит их с кругом творческого и личного общения, приобщает к документальным свидетельствам тех лет.

Экспозиция открыта для посещения до 10 августа 2020 года.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт