Баратынский Е.А. Сочинения. Изд. 4. Издатель Н. Баратынский - Казань, университет. тип., 1885. В Доме-музее М.А. Волошина 26 октября 2020 года в рамках цикла «Знаменательные даты года» открылась книжная выставка «… И как нашел я друга в поколеньи, читателей найду в потомстве я», посвященная 225 - летию со дня рождения Кондратия Фёдоровича Рылеева — русского поэта, общественного деятеля, декабриста; 220–летию со дня рождения Евгения Абра́мовича Баратынского — русского поэта; 200-летию со дня рождения Афана́сия Афана́сьевича Фета — русского поэта-лирика; 180-летию со дня рождения Дми́трия Ива́новича Писарева — русского публициста и литературного критика, переводчика, революционера-демократа.

К юбилеям писателей в экспозиции выставки представлены произведения К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета, Д.И. Писарева, биографические материалы, фотографии из фондовой коллекции Дома-музея М.А. Волошина.

Фрагмент выставки «... И как нашел я друга в поколеньи, читателей найду в потомстве я»

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) – русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти приговоренных к смерти предводителей Декабристского восстания 1825 года. Русская литература в портретах и письменах.  Сост. А.Элиасберг, введение Т. Манна. – Мюнхен: Орхис, 1932.
Рылеев не только внес свой вклад в наследие русской литературы, но в значительной мере на века вперед сформировал общественную гражданскую мысль относительно роли поэта в русском обществе.

Максимилиан Волошин не упоминает Кондратия Рылеева в литературных статьях, не увлекается его творчеством, но в произведениях обоих авторов, в фактах их биографий можно найти общие параллели. Стихи Волошина стали широко известны во время гражданской войны, когда он обращается к теме России, ее истории, свободы народа. Поэт принимает активное участие в судьбах многих людей. Поэтическое кредо Рылеева было: «Я не Поэт, а Гражданин». Он тоже обращался к теме истории своей страны, рассматривал ее в контексте современных событий, был одним из организаторов Декабристского восстания. В журнале «Русская мысль» (Прага) за январь-февраль опубликована статья Петра Струве ««Русь» Максимилиана Волошина» с такой оценкой: «Галльская свобода Пушкина и Рылеева Волошиным углубляется до религиозного святорусского образа Китежа».

Голубые просторы, туманы,
Ковыли, да полынь, да бурьяны...
Ширь земли да небесная лепь!
Разлилось, развернулось на воле
Припонтийское Дикое Поле,
Темная Киммерийская степь.
М. Волошин. «Дикое поле»

Рылеев К.Ф. Собрание сочинений. Т. I. Вып. 1. М. «Библиотека декабристов», 1906.Евгения Абрамовича Баратынского (1800 – 1844) современники называли великим поэтом. Его эпиграммы и элегии читались во всех литературных салонах. Любовной лирикой и описаниями природы, которые предлагал читателям этот поэт, восхищались его друзья-писатели. Пушкин писал: «Баратынский – прелесть и чудо... После него не стану печатать своих элегий».

В мемориальной библиотеке Дома-музея М.А. Волошина хранится собрание сочинений Е.А. Баратынского (Казань, 1885 г.). На выставке представлен один из томов со стихотворением «На смерть Гете». Это произведение поэта было прочитано на похоронах Максимилиана Волошина:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна…

Волошин посетил в 1927 году Мураново, усадьбу Баратынского и Тютчева. Подмосковная усадьба принадлежала родителям жены Баратынского. Он проводил в этом доме каждое лето и запечатлел окрестные пейзажи в своих стихах. Двухэтажный дом, стоящий сейчас в усадьбе, был построен по чертежам Баратынского, а внутри сохранилась обстановка его рабочего кабинета.

Фету Афанасию Афанасьевичу (1820 – 1892) принадлежит одно из самых почетных мест в ряду литераторов воспевших русскую природу. Его стихотворения передают тонкие образы, напевную лирику отчих просторов и пронзительную романтику чувств. Фет писал целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гете, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.

Фет А.А. Полное собрание стихотворений и Т. I-II. Кн. 4 и Т. I. Кн. 3. - Спб.: т-во А.Ф. Маркс, 1912

Среди экспонатов выставки «Полное собрание стихотворений» Афанасия Афанасьевича Фета. (СПб, 1912 г.). Его произведения Волошин записывает в один из ранних своих дневников 1891 года наряду с произведениями Пушкина, Лермонтова.

До отъезда в Крым несколько месяцев Волошины жили в семье Досекиных. «Это время раскрыло мне очень многое, так, например, поэта Фета. По вечерам шли бесконечные разговоры и чтение «Вечерних огней» Фета. Для меня, выросшего в средних кругах либеральной интеллигенции, все эти разговоры и суждения художников были новостью и решительным сдвигом всего миросозерцания».

Писарев Д.И. Сочинения. Т. I и Т. VI. Спб., Ф. Павленков, 1894В двадцатые годы Волошин стремился понять историю развития Серебряного века русской литературы, место в ней наиболее значительных поэтов и писателей. И произведения Фета он определил как «последний аккорд пушкинского стиха». Фет «внимательно следил за всем новым, что появлялось в поэзии. Но он так и не дождался появления символистов».

Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) — блестящий публицист и литературный критик, революционный демократ. По окончании в 1861 году Петербургского университета Писарев всецело отдаётся журнальной публицистике, став во главе передового журнала «Русское слово», проводит линию революционной демократии. Не имея возможности открыто призывать к революции, он всецело отдаётся идее распространения среди народа научных знаний. Он полагал, что рост просвещения увеличит производительную силу труда и поможет поднять благосостояние народа.

В гимназические годы Волошин увлекся литературой 60-х годов, считал эту эпоху самой светлой, самой оживленной во всей истории России. А Писарева, литературного критика этого периода, называл одним из корифеев русской литературы. «Помню, какая история была у меня с сочинением на тему о «Памятнике» Пушкина. Перед этим сочинением я прочел статьи Писарева о Пушкине и все это, конечно, отразилось в моей гимназической работе».

Выставка открыта для посещения в часы работы музея и продлится до 25 декабря 2020 года.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт