Гравюры японских мастеров и работы русских художников, созданные под их впечатлением. Пейзажи Ганзена и портреты Остроумовой-Лебедевой

«Без японцев нельзя представить …
добрую половину современного искусства…
Не все еще взято у японцев,
и найдется еще не мало художников,
которые смогут высмотреть в этом
утонченейшем искусстве много еще такого,
что может быть перенесено на европейскую почву».
(И.Э. Грабарь)

16 марта в литературной экспозиции Дома поэта прошла презентация новой выставки «Порывом свободным воздушные ткани …с востока на запад летят»: художники Серебряного века и японское искусство», посвященной юбилеям русских художников, членов организации «Мир искусства» (150-летию со дня рождения А. Остроумовой-Лебедевой и И. Грабаря, к 155–летию Л. Бакста, к 145-летию И. Билибина),Выставка «Порывом свободным воздушные ткани …с востока на запад летят» в 4 зале литературной экспозиции близким к ним по художественным принципам М. Врубеля (к 165-летию) и Н. Войтинской (135-летию), к 145-летию художника-мариниста А. Ганзена, 160-летию французского скульптора А.Э. Бурделя и к 135-летию мексиканского художника Диего Риверы.

Со второй половины XIX века культурный мир Франции, а потом и других европейских стран подпадает под очарование японского искусства. В обиход европейцев входят восточные веера, ширмы, фарфор, а также цветные гравюры на дереве укиё-э. Под влиянием Востока в искусстве Европы формируется новый стиль арт-ново (модерн).

В Россию интерес к японскому искусству пришел через Францию. Художники, жившие в Европе, приобретали в свои коллекции японские предметы искусства. Одним из «наиболее рьяных собирателей» стал Игорь Эммануилович Грабарь (1867-1960) – художник, искусствовед, реставратор. Картины Грабаря демонстрировались на выставках объединения «Мира искусства». Его обзоры выставок и критические заметки пользовались большой популярностью. В мемориальной библиотеке хранятся несколько томов главного искусствоведческого труда Грабаря - «История русского искусства». С начала ХХ века в русской искусствоведческой науке создаются монографии о художниках. Грабарь активно включен в эту работу и предлагает Волошину принять участие – дает заказ от издания Кнебеля на монографию о В. Сурикове. В 1917году Волошин по заказу Грабаря начал составлять монографию об Айвазовском к 140-летию со дня рождения художника.

Портреты Надежды Войтинской и графические работы Леона БакстаМихаил Врубель

Волошин близко общался с семьей Айвазовского. Был в дружеских отношениях с его внуками – М. Латри и К. Арцеуловым, с племянницей Ниной Айвазовской. В ее имении Эссен - Эли Волошин встретился с А.В. Ганзеном, который подарил Волошину работу «Пейзаж с парусником».

Автопортрет Маргариты Сабашниковой во врубелевском стиле

Алексей Вильгельмович Ганзен (1876-1937) – талантливый живописец и график, внук И.К. Айвазовского. Его живописная манера и слава художника-мариниста сложилась в Европе. В 1910 году художник возвращается в Россию. Работы Алексея Ганзена представлены на выставке.

Гравюры А.П. Остроумовой-ЛебедевойАнна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) - художница-график, училась в Париже в студии Уистлера – представителя американского модерна, увлеченного японской гравюрой. Она и сама полюбила это искусство. Остроумова-Лебедева изучала работы японских мастеров, их технику, используя достижения японского искусства для возрождения русской гравюры. Остроумова-Лебедева экспериментировала в области ксилографии, использовала цвет в гравюре и печати с нескольких досок. В начале XX века художница вошла в тесный круг мирискусников. Большинство ее гравюр посвящены пейзажам Петербурга и его окрестностей.

Волошин был знаком с Остроумовой-Лебедевой еще до революции. Их дружба началась с 1924 года, когда Макс с Марусей посетили Петербург, а художница с мужем первый раз приехала в Коктебель. Воспоминания Остроумовой-Лебедевой представлены на выставке («Лето в Коктебеле». 1932). В мемориальной библиотеке хранится также монография о художнице, написанная А. Бенуа и С. Эрнтом (1922) с дарственной надписью. В конце своей жизни, в 1932 году, отвечая на вопросы, Волошин из всех русских художников выделяет Богаевского и Остроумову-Лебедеву. После его смерти вдова Мария Степановна продолжала переписку с А. Остроумовой-Лебедевой, ставшей ее близким другом.

«Колонны здания Биржи» Остроумовой-Лебедевой - любимая работа М.А. Волошина

Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) – выдающийся иллюстратор, график и театральный художник, участник «Мира искусства». На выставке представлена акварель «Всадники» (1899) - макет для оформления обложки книги. На обороте листа рассказана история создания этой работы. Перед праздником Нового года 26 декабря 1899 года во сне Васнецов видит сказочные образы всадников и переносит их на рисунок акварели. Еще одной стихией, увлекшей художника, был театр. Самой выдающейся декорационной работой Билибина стало оформление в 1908-1909 году оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (репродукция декорации «Палаты Дадона», эскизы костюмов). Декорации Билибина к этой опере напоминают его «сказочные» иллюстрации. Максимилиан Александрович Волошин встречается с Билибиным в Петербурге на творческих вечерах. В 1909 году Билибин вместе с Бакстом, Алексеем Толстым, Волошиным и другими современными художниками, и поэтами принял участие в постановке сказки Ф. Сологуба «Ночные пляски» в Литейном театре. Революции Билибин не принял и предпочел уехать в Крым, где участвовал в ялтинской художественной выставке. Там же были представлены работы и М. Волошина. В 1919 году Билибин покинул Россию. Больше они с Максом не встречались.

Иван Билибин -  график, иллюстратор и театральный художникНадежда Савельевна Войтинская (1886-1965) - художница, переводчица, искусствовед. Вернувшись после обучения в Европе, сближается с художественной группировкой «Мир искусства». В 1909 году 22-летняя художница получает заказ на серию литографических портретов сотрудников журнала «Аполлона» - известных поэтов и художников. Корней Иванович пришел в восторг, увидев свой портрет: «Ай да Надежда Савельевна, ай да молодец! Это я, честное слово, это я!». Первый литографический портрет Н. Гумилева вышедший во втором выпуске журнала был и последним. У художницы возник конфликт с редактором, весь тираж ей был возвращен и в течение почти шестидесяти лет другие портреты оставались неизвестны, а Надежда Савельевна перестала заниматься литографией навсегда. На выставке представлен портрет М. Волошина из этой серии.

Лев Самойлович Бакст (1866-1924) – художник, сценограф, иллюстратор, дизайнер, один из основателей объединения «Мир искусства». Бакст занимался станковой живописью, сотрудничал с популярными изданиями. Графические работы, дизайн шрифтов, оформление обложек принесли Баксту славу. В 1909 году для вновь созданного литературного журнала «Аполлон» создает эскиз обложки. В первом номере журнала выходит статья Волошина «Архаизм в русской живописи», где он рассматривает работы Бакста, наряду с Рерихом и Богаевским. В 1906-1910 годах Бакст руководил художественной школой-студией Е.Н. Званцевой в Санкт-Петербурге, где училась первая жена Волошина Маргарита Сабашникова. Одним из его учеников был и Марк Шагал. С 1910 года Бакст жил в Париже. После приезда в город Волошина они часто встречаются в художественных кругах. В конце 1914 Макс предлагает Баксту сделать макет обложки для его второй книги стихов «Anno mundi ardentis», 1915. Одно из стихотворений в сборнике - «Армагедон» посвящено художнику.

Портрет М.А. Волошина работы мексиканского художника Диего РиверыВ Париже Волошин знакомится с мексиканским художником Диего Риверой. Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес (1886-1957) - живописец, политический деятель.  Для Диего Ривера это период увлечения кубизмом. Он создает три портрета Волошина. Один из них, на пробковом подносе, подписан: «Милому другу, с которым я связан любовью и которому обязан многими прекрасными песнопениями». На выставке представлены также несколько автопортретов самого Волошина, созданных в стиле кубизма. Ривера выполняет для Волошина и две доски для печати экслибрисов Макса. Их отношения вырастают в крепкую дружбу, оба любят мистифицировать, на одном из вечеров они братаются по мексиканскому обычаю (выпивают капли крови в бокале шампанского). Через представительство Риверы Волошин знакомится с Анри Пикассо, ценившего высоко картины мексиканца. После возвращения в Россию, Волошин задумывает написать статьи об этих двух художниках, однако замысел не был реализован.

Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929) - французский скульптор, ученик О. Родена. С Бурделем Волошин познакомился во время пребывания в Париже. Для сборника «Современная скульптура» в 1911 году Волошин отправляет свою статью «Бюст Энгра», об одном из лучших произведений мастера. (Статья была напечатана в измененном виде без указания на автора).

М. Волошин посвятил несколько статей кубизму. Предтечей русского кубизма он считал Михаила Врубеля, произведения которого высоко оценил Пикассо, увидев картины на выставке русских художников в Париже.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве. Он не входил в «Мир искусства», но его работы часто демонстрировались на выставках объединения.

Вторая жена Волошина Марья Степановна в своих воспоминаниях часто создавала легенды, окутывавшие предметы дома Поэта. Индийская раковина из Летнего кабинета представлялась образцом для одной из картин Врубеля, саму же раковину Волошин получил в Александрии, где на самом деле поэт никогда не бывал.

Идеалом в живописи Врубель был для первой жены Волошина – художницы Маргариты Сабашниковой. В некоторых своих работах («Автопортрет», «Эскиз натурщика Тулио») она ориентируется на врубелевские образы.

Презентация выставки

В картинах художников начала XX века начинают проступать такие черты как постепенный отказ от передачи объёмов и светотени в пользу чистых цветов, высокий горизонт, взгляд как будто снизу-вверх, обрезание человеческих фигур рамкой картины, крупный передний план какого-либо материального объекта. Во всем этом ощущается влияние японской гравюры.

На выставке представлены образцы русского графического искусства Серебряного века, работы Диего Риверы парижского периода, а также искусствоведческие труды ведущих русский исследователей первой трети XX века и, конечно, японские ксилографии из собрания музея разных жанров: фукэй-га (гравюры Кацусика Хокусаи, Андо Хиросигэ), якуся-э (Хиросигэ II «Сцена из Чушингуры»), бидзин-га (Куниёси Утагава «Принцесса ночного водопада»).

На материалах выставки планируется проведение творческих вечеров, лекций и других культурно-просветительных мероприятий. Первая лекция прошла 18 марта. Выставка продлиться до 10 ноября текущего года.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт