(К юбилеям Николая Гумилёва и Владислава Ходасевича)
«Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный»
(Николай Гумилев)
В Коктебеле в Доме-музее М.А. Волошина 15 апреля открылась книжная экспресс-выставка «И я творю из ничего Твои моря, пустыни, горы, всю славу солнца Твоего...», посвященная 135-летию со дня рождения Николая Степановича Гумилёва – русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, прозаика, переводчика, литературного критика и 135-летию Владислава Фелициановича Ходасевича - выдающегося русского поэта, мемуариста, критика, одного из лучших пушкинистов.
К юбилеям писателей в экспозиции выставки представлены их произведения: стихотворения, переводы, статьи из научной библиотеки Дома-музея М.А. Волошина. Наряду с поэтическими сборниками и критическими статьями поэтов-юбиляров проэкспонированы книги и фотографии из фондовой коллекции Дома-музея М.А. Волошина. Это книги Николая Гумилёва из «Собрания сочинений» в четырех томах, Владислава Ходасевича «Собрание стихов» и фотографии поэтов разных лет. Кроме того, на выставке проэкспонированы материалы, рассказывающие о жизненном и творческом пути поэтов. Иллюстрациями к выставке послужили фотографии поэтов.
Николай Степанович Гумилёв – один из лучших русских поэтов Серебряного века, прекрасный и неподражаемый художник русского слова. Имя Гумилёва, как и многие другие достойные русские имена, было незаслуженно забыто, его книги, не издававшиеся с начала 20-х годов прошлого столетья, не так давно были возвращены русскому читателю. Возвращением имени Гумилёва русская литература обязана во многом его биографу Павлу Николаевичу Лукницкому, который с 1923 года начал собирать материалы о Гумилёве. Он, к сожалению, не дождался этого светлого дня, но оставил нам свою книгу «Труды и дни Николая Гумилёва» - живые воспоминания современников Гумилёва о поэте.
С Коктебелем Николая Гумилёва связывает весна и лето 1909 года. Тогда он впервые увидел Коктебель и впервые оказался в доме Максимилиана Волошина. С судьбами Гумилёва и Волошина переплетена судьба женщины, носящей имя «Черубина». Елизавета Дмитриева стала причиной дуэли двух великих поэтов, которые чудом остались в живых и прекратили на долгое время всякое общение друг с другом. В 1921 году Волошин и Гумилёв встретились ещё раз. Встреча произошла в феодосийском порту. Гумилёв собирался отплыть в Новороссийск. Волошин сказал ему: «Николай Степанович, со времени нашей дуэли произошло слишком много разных событий такой важности, что теперь мы можем, не вспоминая о прошлом, подать друг другу руки». Поэты пожали друг другу руки, примирение состоялось. Кто мог предположить тогда, что это была их последняя встреча!?
3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Вечер перед арестом провел в беседах с писателем Ходасевичем, утверждал, что в прекрасной физической форме и собирается дожить минимум до 90 лет. Гумилёв был расстрелян в ночь на 26 августа, как "контрреволюционер". Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно. Потрясенный почти одновременной смертью двух лучших поэтов России, Максимилиан Волошин посвятил памяти А. Блока и Н. Гумилёва стихотворение «На дне преисподней». К счастью, Коктебель остался в стихах Гумилёва. Именно в доме Волошина в его знаменитой Мастерской Гумилёв написал блистательную, столь прославленную впоследствии, поэму «Капитаны».
Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии. Он совершил несколько экспедиций (1909 – 1913) по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. В 1921 году Гумилёв опубликовал сборник стихов «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке.
В памяти Коктебеля навечно запечатлено светлое имя Николая Степановича Гумилёва. Символично, что первый памятник поэту Серебряного века появился именно в Коктебеле. Он был установлен 19 марта 2006 года в центре поселка по инициативе «Общества возрождения культуры поселка Коктебель». На нем запечатлены вечные и пророческие слова поэта:
«Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный»
Памятник стал одной из историко-литературных достопримечательностей Коктебеля. С 2006 года ежегодно с 15 апреля проходит в Коктебеле Международный Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна».
Владислав Ходасевич лето 1916 и 1917 годов провёл в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Весной Ходасевичу поставили диагноз: туберкулёз позвоночника. С трудом собрав деньги, в июне поэт уезжает в Крым и живет до середины сентября в Коктебеле. После случайной встречи на пляже с Осипом Мандельштамом, гостившим у Максимилиана Волошина, Ходасевич посещает волошинский дом, а потом и переезжает туда. Дом Волошина притягивал творческих, свободомыслящих людей: поэтов, художников, актеров. За летний сезон широкий круг новых знакомств Ходасевича станет довольно обширным — оперная певица Мария Дейша-Сионицкая, беллетрист Михаил Арцыбашев, поэт Осип Мандельштам, художник Константин Богаевский... С коктебельских времен началась его дружба с Сергеем Эфроном и Мариной Цветаевой. В Коктебеле Ходасевич познакомился с Максимом Горьким, сыгравшим большую роль в его дальнейшей судьбе. В июле состояние поэта улучшилось, и он принимается за работу. Самым значительным из написанного в Коктебеле стала статья «Державин», предназначенная для газеты «Утро России», в которой она и была опубликована 8 августа, в столетнюю годовщину смерти поэта.
Ходасевич неоднократно выступал с Волошиным и Мандельштамом на творческих вечерах в Феодосии, с удовольствием и азартом участвовал в волошинских немудреных домашних озорствах, так называемых «обормотствах». В письмах жене, в некоторой степени в шутливой манере Владислав сообщал: «…Здесь я знаменит. О моих приездах и отъездах пишут в газете. Вся Феодосия пишет стихи — ужасные! Но самый город просто очарователен. Я бы в нем с наслаждением прожил зиму!..». «... Я живу благополучно и ничего не делаю, если не считать занятий славою. В такой мере я еще никогда не был знаменит. Девушки ко мне льнут. Мальчишки показывают на меня пальцами. Куплетец про меня звучит у меня за спиной, куда бы ни пошел». Набравшись сил, оздоровившись, Ходасевич возвращается в Москву, где активно включается в литературную работу. После длительного перерыва он начинает писать стихи, совершенно новые, не похожие на прежние, как он их называет, «макаберные».
В письме к М. О. и М. С. Цетлиным от 20 сентября 1916 года, М. Волошин писал: "Теперь у нас жизнь стала тише и опустела. Ходасевич, с которым я был дружен все лето, - уехал". А в письме от 3 сентября, рекомендуя Ходасевича для работы в создаваемом Цетлиным издательстве, он дает ему развернутую характеристику: "Мне кажется, что я здесь же в Коктебеле нашел человека, который бы соединял практичность и бескорыстие, необходимое для "Зерен". Это поэт Ходасевич, которого я близко узнал и очень полюбил за это лето». Волошин ценил стихи Ходасевича. "Голос глубокий, завуалированный, негромкий и прекрасный, западающий в душу верностью тона", - писал он в плане к статье "Голоса современных поэтов" (Волошин М. А. Лики творчества. Л: Наука,1988).
В рамках выставки планируется проведение тематических экскурсий, творческих и культурно-просветительных мероприятий цикла «Юбилеи Серебряного века», посвященных творчеству выдающихся поэтов. Выставка завершит свою работу 22 июня 2021 года.