Фрагмент выставки, посвященной творчеству Леона Блуа

Я возвращался, чтоб взять и усвоить,
Всё перечувствовать, всё пережить…

М. Волошин

Барбе д’Оревильи. Предшественник и учитель Леона Блуа28 июня в Доме-музее М. А. Волошина открылась выставка цикла «Русские и зарубежные философы в мемориальной библиотеке М.А. Волошина». Экспозиция  выставки посвящена 165-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова (русского философа и публициста), 160-летию со дня рождения Рудольфа Штайнера (австрийского философа, основателя антропософского учения), 175-летию со дня рождения Леона Блуа (французского писателя, мыслителя-мистика), 90-летию со дня смерти и 180-летию со дня рождения Гюстава Лебона (французского психолога, социолога, антрополога и историка), 130-летию со дня рождения и 190-летию со дня смерти  Елены Петровны Блаватской (религиозного философа теософского направления, писательницы, путешественницы). Роман Леона Блуа «Le Desespere» («Отчаянный»). Из мемориальной библиотеки М.А. ВолошинаНа выставке представлены книги юбиляров из мемориальной библиотеки Максимилиана Александровича Волошина.

По подборкам книг, пометам на страницах можно составить представление о философских предпочтениях владельца библиотеки, о его кругозоре, об особенно волнующих темах в тот или иной период времени. Книги с автографами авторов представляют особую ценность для исследователей творчества писателей. В частности, в экспозиции выставки посетители смогут увидеть книгу Василия Розанова «Итальянские впечатления» с дарственной надписью: «Глубокоуважаемому и по всем слухам очень доброму Максимилиану Александровичу Кириенко-Волошину на добрую память». Среди книг В. Розанова представлены и нашумевшие книги «Люди лунного света» и «Ослабнувший фетиш», из-за которых русского философа в свое время хотели отлучить от церкви.

Роман Леона Блуа «Le Mendiant ingrant» («Неблагодарный нищий»)Книга В.Розанова «Ослабнувший фетиш» с дарственной надписью М.А.Волошину, санкт Петербург, 1906 г.

Книга Э.Голлербаха, В.В.Розанов. «Жизнь и творчество», надписанная М.А.Волошину 24.IV. 1924 года.Самым внимательным образом изучал Волошин фундаментальный труд Гюстава Лебона «Французская революция и социология революции». Пометы в этом сочинении основоположника психологии масс оставлены почти на каждой странице.  Из многочисленных книг Гюстава Лебона представлены наиболее значимые: «Психологические уроки европейской войны», «Законы психологии и эволюции людей», «Политическая психология», «Жизнь истин». Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу интеллектуальной неразвитости больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. В 1923 году Волошин перечитывает книги Лебона для написания своей поэмы «Путями Каина». Поэт интересовался его мыслями по физике и небесной механике. Не случайно на выставке можно увидеть удостоверение Волошина - члена французского астрономического общества, датированного 1927 годом и астрономическую подзорную трубу, в которую он наблюдал небесные светила. Волошин серьезно увлекался астрономией и астрологией. Астрономические термины и образы присутствуют во многих ранних стихах поэта, и они удивительно точны.

Удостоверение М.А.Волошина – члена астрономического сообщества

Звенят Весы и клонят коромысла.
Нисходит вниз, возносится бадья…
Часы идут, сменяя в небе числа,
Пути миров чертя вкруг остия.

Струится ночь. Журчит и плачет влага.
Ладья скользит вдоль темных берегов,
И чуток сон в водах Архипелага,
Где в море спят созвездья островов.

Гнездо Гиад… и гроздь огней – Плеяды…
Великий Воз и зоркий Волопас…
Свой правя путь чрез темные Циклады –
Какой пловец в уме не числил вас?

Фото Е.П.Блаватской из книги «Из пещер и дебрей Индостана»Волошин обладал глубокой эрудицией в естественных науках. И это не столько дань личным склонностям и увлечениям, не столько проявление в натуре поэта многогранности, сколько стремление преодолеть разделение путей науки и искусства.

В витрине, посвященной Рудольфу Штайнеру, представлены его фотография, а также фото Елизаветы Дмитриевой (председателя петербургского антропософского общества) и Маргариты Сабашниковой (активной последовательницы антропософского движения, первой жены Волошина). Книги Доктора Штайнера «Мистерии древности и христианства», «Тайноведение», «Теософия и социальный вопрос» и другие также можно увидеть на выставке. В 1923 году Волошин в письме к Сабашниковой спрашивал: «Что говорит Доктор о событиях в России?»

Фрагмент выставки, посвященной творчеству Р. Штейнера

Рудольф Штейнер. 1903 г.Страница из книги Р.Штейнера «Теософия и социальный вопрос», с подчеркиванием М.Волошина.

А вот книг Елены Петровны Блаватской всего две: ее знаменитая «Тайная доктрина» и художественный очерк о путешествии по Индии «Из пещер и дебрей Индостана».

Книги Р. Штейнера «Фридрих Ницше» и «Оккультная наука» из мемориальной библиотеки М.А. Волошина

Е.П.Блаватская «Тайная доктрина»

Самая, пожалуй, значимая фигура из плеяды философов – это французский писатель-мистик Леон Блуа.  4 октября 1917 года Волошин в письме к А. М. Петровой цитировал Блуа: "Если бы по божественному соизволению мы смогли увидать человеческую душу такой, как она есть, то мы погибли бы в то же мгновение, как если бы были брошены в пылающий горн вулкана. Да! Первая попавшаяся душа - душа швейцара, душа судебного пристава испепелила бы нас". И тут же в письме добавляет: "Самая мысль издавна близкая". 31 декабря 1917 года под Новый год Волошин гадает по Библии и книгам Леона Блуа, наугад открывая страницу. Первые прочитанные строки считались пророческими на следующий год. Поэт объяснял свою позицию так: «Я стремлюсь в каждом человеке найти те стороны, за которые его можно полюбить. Мне кажется, что только этим можно призвать к жизни хорошие черты человека, а не осуждением его недостатков, которые только утверждаются и растут от осуждения. Нужно помнить, что в каждом скрыт ангел, на котором наросла дьявольская маска, и надо ему помочь её преодолеть, вспомнить самого себя». Эту мысль, найденную у Леона Блуа, Волошин не раз повторял в своём творчестве: в поэме «Протопоп Аввакум», в «Святом Серафиме».

Чернильница. Металл, эмальСтатуэтка слон. Дерево, слоновая кость. Из Летнего кабинета М.А. Волошина

Мы выучились верить и молиться
за палачей. Мы поняли, что каждый
есть пленный ангел в дьявольской личине.
Гётеанум. Дорнах. Швейцария. Открытка почтовая.

Выставка дополнена предметами быта, декоративно-прикладного искусства, религиозными атрибутами, фотографиями и документами из коллекции Дома-музея Волошина. Она будет интересна широкому кругу посетителей, интересующихся философией, религией, литературой и историей. Продлится выставка до 21 ноября 2021 года.

 

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт