Книги и лекции историка В. О Ключевского и писателя Н. С. Лескова

«…На полке книги — да, о человеке
Вы можете наверно заключать

По избранной его библиотеке,
В его душе, в понятиях читать…»

Аполлон Майков

26 октября в Доме-музее Волошина открылась выставка «Человек есть тайна. … Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», посвященная русским писателям цикла «Знаменательные и памятные даты».

XIX век подарил миру целую плеяду выдающихся писателей и поэтов, не случайно его называют «золотым веком» русской литературы». В этом году мы отмечаем юбилеи таких авторов, как Василий Осипович Ключевский (1841 -1911 гг.), Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881 гг.), Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878 гг.), Михаил Евграфович   Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), Николай Семенович Лесков (1831 – 1895 гг.), Аполлон Николаевич Майков (1821 – 1897 гг.), Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859 гг.).  Книги, представленные на выставке, принадлежали поэту Максимилиану Волошину. Они неоднократно перечитывались и бережно сохранялись в его доме на протяжении многих лет.

Произведения Н. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина

В мемориальной библиотеке Волошина самые зачитанные книги – это произведения Достоевского. Он был любимым писателем поэта начиная с самого детства. Маленький Максимилиан слушал, как мать в соседней комнате читает роман «Бесы». В юности он стал личным откровением для Волошина-гимназиста. К произведениям классика поэт обращался каждую зиму после революции 1917 года, перечитывая все, что было в домашней библиотеке.

Из книг так называемого пятикнижия Достоевского представлены знаменитые романы: «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы». Их дополняют репродукции нашего современника художника Ильи Глазунова: «Старец Зосима», «Соня читает Евангелие Раскольникову».

Фрагмент выставки. Чернильница с пером

В произведениях Достоевский объявил своей правдой «не вообще религию, не то нечто неопределенно-благородное, что часто выдается за христианство, а только христианство Голгофы. На мировое искусство легла тень от креста».

В список 100 лучших книг в истории мировой литературы вошли четыре произведения Достоевского, большего присутствия в списке не удалось добиться ни одному автору.

«В конце концов, единственное, что соединяет меня с Россией – это Достоевский» - пишет Волошин в своем дневнике за 1905 год.  Достоевский станет предметом размышлений для Волошина - искусствоведа, а жизненный путь великого предшественника навсегда останется для Волошина главным символом России.

Витрина, посвященная творчеству Ф. М. Достоевского

На вопрос анкеты: «Какие 9 книг стихов и 7 книг прозы Вы оставили бы навсегда с собой?»  Максимилиан Александрович ответил, что после Библии на второе место по значимости в жизни поставил бы Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Такое признание в конце жизни говорит о многом. Для своего стихотворения «Трихины» поэт выбрал эпиграф из Достоевского, и развил мысли и пророчествах великого классика.

В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Ее «Воспоминания», с любовью и преданностью написанные, экспонируются на выставке.

Фрагмент выставки. Чайная пара из сервиза «Восточный».

Самая старинная из представленных книг - стихи Николая Некрасова, датируется 1864 годом, из библиотеки матери поэта Елены Оттобальдовны. В раннем возрасте маленький Максимилиан, еще не умея читать, знал наизусть и любил декламировать его «Коробейников». Пережив «опьянение стихами», с пяти лет начинает самостоятельное плавание по книгам в пределах материнской библиотеки. Тома Некрасова исчерчены простым карандашом, на некоторых страницах выполнены рисунки.

В 15 лет Волошин делится с друзьями любимыми книгами из своей библиотеки в том числе стихами Некрасова. На следующий год приходит мысль «написать историю 60-х годов и вообще всей этой эпохи – светлой и оживленной из всей истории Росси. В это время на литературном поприще действуют: Достоевский, Некрасов, Аксаков, Майков, Гончаров... Словом, тут являются все корифеи русской литературы»,- читаем в дневнике будущего литературного критика. Волошин в своей жизни неоднократно возвращался к творчеству одного из любимых своих поэтов. В 1902 г. в Париже читает в Высшей Русской школе лекцию «Опыт переоценки художественного значения Некрасова и Алексея Толстого». В своей лекции доказывал близость Некрасова к символизму. В 1921 г. в Народном университете читал о Некрасове. На выставке, наряду с книгами поэта, представлены критические статьи Чуковского. Вот, что пишет Волошин о них: «Личность Некрасова вызывала мои симпатии издавна своими противоречиями, ибо я ценю людей не за цельность, а за размах совмещающихся в них антиномий. Но материалы для этого суждения я получил только теперь из статей и исследований Чуковского о Некрасове». Эти книги наряду с исследованиями Леонида Гроссмана о творчестве Достоевского представлены в одной из витрин. Не изменил он своей любви до последних дней. В 1932 г., отвечая на вопросы анкеты Архипова: поэты, которых любил «исключительно и неотступно», ответит - Пушкин, Тютчев, Некрасов, Анненский.

Исследовательские работы по творчеству Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова

Василий Осипович Ключевский  - известный российский историк -  должен был стать священником, как и его отец. Но на последнем курсе учебы в семинарии он отчислился, чтобы стать студентом Московского университета. Увлеченный историей студент, а затем преподаватель написал множество научных трудов: от истории Древней Руси до жизнеописаний последних царей. На его лекции выстраивались очереди. Представлен 1 том «Курс российской истории» в 5-ти частях, над которым работал историк в течение 30 лет. На выставке также представлен его труд «Боярская дума Древней Руси».

Работа над магистерской диссертацией «Древнерусские жития святых как исторический источник» заняла пять лет. За это время Ключевский изучил около тысячи жизнеописаний, провел шесть самостоятельных научных исследований. Главный вывод, который ученый сделал в диссертации, — жития не могут быть достоверным историческим источником, так как не позволяют установить детали «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

Лекции Ключевского были очень популярны среди студентов: он увлекательно рассказывал о любых исторических событиях, приводил неожиданные точки зрения, вовлекал слушателей в дискуссию и отвечал на все вопросы. В аудиторию пытались попасть даже те, у кого занятий профессора не было в расписании, многие занимали места с раннего утра. На выставке экспонируются написанные от руки лекции профессора Ключевского «История сословий в России», читанные в 1886-87 годах. Не стоит забывать главные выводы, сделанные профессором на его поприще:

«История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь.

История учит даже тех, кто не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение».

Максимилиан Александрович высоко ценил рассказы Лескова. На выставке находится первый том из полного собрания сочинений с знаменитыми произведениями «Соборяне», «На краю света», «Запечатленный ангел», издания 1897 года. А 8-ой том с рассказами Волошин оставил бы с собой навсегда. Биография автора парадоксальна: два класса гимназии и собрание сочинений в 12 томах. «Я ведь вполне самоучка», — говорил о себе литератор и писал о том, что видел. «Простонародный быт» Лесков познал, общаясь в детстве с крестьянскими детьми. Отец, заседатель Орловской уголовной палаты, дворянин по выслуге, купил хутор в Кромском уезде и предоставил старшему сыну богатый материал для изучения. Детские воспоминания легли в основу рассказов «Несмертельный голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).

Произведения С. Т. Аксакова,  А. Н. Майкова

После смерти родителя Лесков, не окончив образования, оказался в Киеве. Дядя будущего писателя, профессор, обеспечил племяннику университетский круг общения. Вольным слушателем Николай посещал лекции, изучал языки, дружил с иконописцами Киево-Печерской лавры. Тема духовенства Лескову, внуку священника, оказалась особенно близка. Впоследствии автор «Очарованного странника» подчеркивал свою «специальность» в литературе.

Николай Лесков взялся за перо от избытка впечатлений. На бумагу просились путевые заметки. Будучи агентом компании «Шкотт и Вилькенс», он много путешествовал по стране. «Это самые лучшие годы жизни, когда я много видел и жил легко», — вспоминал писатель. И в «самых глухих захолустьях» наблюдал и записывал. Так появились очерки и жанровые картинки, которые переросли в романы и повести.

Фрагмент выставки. Предметы из фондовой коллекции Дома-музея М. А. Волошина: книга стихов А. Н. Майкова с портретом и автографом поэта, бронзовый подсвечник, металлическое перо, пенсне в футляре, деревянный нож  с орнаментом для разрезания бумаги

Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину в русской литературе отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает российскую действительность так метко и беспощадно. Несмотря на то, что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на происходящее в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас.
Михаил Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее и мечтал стать «наследником» Пушкина. Из-за того, что он совмещал литературу с государственной службой, писателю пришлось взять псевдоним. Салтыков-Щедрин 16 лет проработал редактором журнала «Отечественные записки», после Некрасова издавал журнал «Современник», экспонируемый с книгами полного собрания сочинений писателя. Он прославился как автор «Губернских очерков», сатирического романа «История одного города» и «Сказок для детей изрядного возраста», высмеивая в них чиновников и помещиков.

Основной пафос творчества Салтыкова-Щедрина заключался в решительном отрицании любых форм угнетения человека ради утверждения идеалов гуманизма и демократии. Ещё в родительском имении будущий писатель был свидетелем унижения крепостных в самых отвратительных вариациях. Будучи чиновником государственной службы, он досконально изучил взаимодействие представителей власти с народом и убедился, что Российское государство, прежде всего, печётся о дворянах, а не о простых людях, к которым сам он проникся глубоким уважением. В своем творчестве Салтыков-Щедрин объединил качества проникновенного художника, глубоко постигшего социальную психологию разных слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-публициста, страстно сражающегося за раскрепощение общественного сознания России. Его меткие фразы актуальны и по сей день.

«На патриотизм стали напирать. Видимо проворовались…»

 «Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд».

 «...Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом».

 «...Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности».

Сергей Тимофеевич Аксаков - русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Любовь к чтению Аксакову привила мама, любовь к природе - папа, любовь к родине - д. Абрамцево, а любовь к сказке - ключница Пелагея, которая и рассказала маленькому Сереже русскую народную сказку, про волшебный цветок.

Научный сотрудник музея Ирина Коновалова читает лекцию на открытии выставки «Человек есть тайна. …Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

Сергей Тимофеевич Аксаков многим знаком по «Аленькому цветочку».  Он первый заговорил о значении юного возраста, впечатлениях раннего детства в своей знаменитой книге «Детские годы Багрова-внука». Аксаков вошел в историю как первый театральный критик, не случайно в библиотеке поэта находятся его «Литературные и театральные воспоминания».

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции. Отец был академиком живописи, мать — писательницей и поэтессой. Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Им был сделан выбор в пользу поэзии.

Изучение в университете древнегреческой и римской истории повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало». На выставке представлен его карандашный рисунок «Летний вечер» и сборник, где отмечены наиболее полюбившиеся стихи юному Максимилиану.

По книгам из библиотеки поэта можно проследить становление его личности и предпочтения тех или иных авторов в разные периоды жизни. Сам поэт писал:

Мой кров — убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.
И здесь — их голос, властный, как орган,
Глухую речь и самый тихий шепот
Не заглушит ни зимний ураган,
Ни грохот волн,

ни Понта мрачный ропот.

Приглашаем Вас посетить Дом-музей Волошина и книжную выставку, которая продлится до 7 февраля 2022 года.

 

                      

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт