Фрагмент выставки

…Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского – на эшафот...
М.А. Волошин.
«На дне преисподней»

Делом Марины было – оплакивание судьбы поэта,
судьбы любимого, плач Ярославны
о каждом князе Игоре на земле.
А.И. Цветаева.
«Воспоминания»

01 297x42010 февраля (29 января по старому стилю) – одна из самых скорбных дат в российской истории и культуре. 185 лет назад не стало великого поэта, который для России стал действительно больше, чем поэтом, фактически создав целый литературный мир, надолго опередивший своё время. В этот день в 1837 году скончался А.С. Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известно во всём мире. Было ему всего 37 лет, и скончался Пушкин от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. Александр Сергеевич Пушкин оставил по-настоящему уникальное наследие, фактически создав современный русский язык и вдохновив на творчество десятки выдающихся поэтов и писателей, причём не только XIX столетия.

Именно этому драматическому событию посвящена экспозиция выставки, открытая в музее Марины и Анастасии Цветаевых 8 февраля, в тот самый день, когда прозвучал роковой выстрел. Выставка знаменует один из самых интересных тематических циклов, призванных раскрыть богатство фондовой коллекции Дома Поэта - «Из мемориальной библиотеки М.А. Волошина».

Общий вид выставки «Тёмен жребий русского поэта…»

Волошин воспринимал гибель Пушкина крайне глубоко. В своих стихах он дважды обращался к смерти Пушкина, которая становилась для него символом трагической судьбы русского поэта. К творчеству и личности А.С. Пушкина у М.А. Волошина было своё, особое отношение. Оно находит подтверждение не только в эпистолярном наследии поэта, в его поэзии, дневниках и критических статьях, но и в собрании волошинской библиотеки. Пушкин-поэт и Пушкин-человек сопровождал Волошина всю жизнь. Ещё не умея читать, он уже знал наизусть «Полтавский бой», который, декламировал, наряду с «Веткой Палестины» Лермонтова и «Коробейниками» Некрасова. На протяжении всей жизни Волошин обращается к творчеству любимого поэта: «Вечерами читаю Пушкина (венгеровского, – пишет поэт жене 13 февраля 1925 года. В письмах и дневниках Волошина сохранилось немало его размышлений об отдельных произведениях Пушкина. Так, одним из любимых его стихотворений был пушкинский «Арион»; в августе 1924 года он читал его спутникам во время морской прогулки вдоль Карадага.

Открытие выставкиФрагмент выставки. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина

На выставке экспонируются произведения самого Пушкина, например, редкое посмертное лейпцигское издание Вольфганга Гергарда. Оно увидело свет в 1882 году; в нём звёздочкой помечены запрещенные в России, спустя полвека после смерти поэта, стихи. Внимание посетителей привлечет легендарная серия «Библиотеки великих писателей», которая включает собрания сочинений 5-ти великих европейских писателей и издавалась акционерным обществом Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон в начале XX века под редакцией С.А. Венгерова. Самое полное энциклопедическое собрание сочинений великого поэта вышло в шести томах. В специальных витринах бережно размещены пять томов собрания сочинений А.С. Пушкина серии «Библиотека великих писателей» и второй том иллюстрированного 10-ти томного издания, подготовленное к 50-летию со дня гибели поэта издательством А.С. Суворина в 1887 году. На выставке представлены волошинские автографы из фондовой коллекции музея, отвечающие тематической направленности выставки. Это стихотворение Волошина «Письмо», (1905 г.), написанное «онегинской строфой», начиная которое, Волошин надеется, что его «чёткий стих» будет «как стих «Онегина» прозрачен».

Витрина стенная № 1. Чернильный прибор с песочницей, нож для разрезания бумаги, родовая гербовая печать, собрание сочинений А.С. Пушкина серии «Библиотека великих писателей» (1 и 2 тома) из фондов ДМВ. Мраморная ваза, печать для писем из частной коллекции Л.Е. Городновой.Как театральный критик, Волошин даёт подробную рецензию о «Борисе Годунове», поставленном в 1907 году на сцене Московского художественного театра и опубликованной в газете «Русь»: «Борис Годунов» произведение переходного периода поэта, - считал Волошин. - Стремление к народной простоте перемешано в нём с романтической декламацией и романтической же склонностью к Шекспиру. …Но я понимаю и представляю, как Пушкин сам видел свою драму. Как лирически проносились перед ним буйные народные сцены, мятежные крики московской черни, честолюбивые, алчные, властные и умиренные тени Самозванца, Марины, Бориса и Пимена...».

На выставке демонстрируются и другие редкие издания сочинений А.С. Пушкина из мемориальной библиотеки М.А. Волошина. Опорными экспонатами экспозиции являются книги, помогающие посетителям представить уникальность волошинской библиотеки: «Дневники» А.Н. Вульфа (М., 1929), «Записки» Александры Осиповны Смирновой-Россет (М., 1929), «Этюды о Пушкине» Л.П.  Гроссмана (М. - Пг., 1923), книга М.Л. Гофмана «Пушкин» (Пг., 1922), «Комментарий к «Евгению Онегину» Н.Л. Бродского (М., 1932), сборники «Время Пушкина» (1923), «Пушкин в Москве» с предисловием М.А. Цявловского (М., 1930), статьи В.Л. Комаровича «Достоевский и «Египетские ночи» Пушкина» (Пг., 1916), М.О. Гершензона «Тень Пушкина» (М., 1923), «Пушкин в жизни» В.В.  Вересаева (М., 1926), М.Н. Розанова «Пушкин и Данте» (Л., 1928) и другие издания.

Фрагмент выставки. Исследования и материалы П.Е. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина». Бронзовый памятник А.С. Пушкину в Феодосии, установленный в 1974 году к 175-летию поэта. Скульптор А.И. ГригорьевИнтерес Волошина к литературе о Пушкине не ослабевал в течение всей жизни. В сентябре 1917 года он заказывает книгу П.Е. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» и издание «Пушкин и его современники». Интересной считал поэт статью В. Ходасевича о петербургских повестях Пушкина «Уединенный домик на Васильевском».

Волошин по-своему осмысливал факты биографии Пушкина. Отдельный интерес для Волошина представлял пушкинский переезд из Феодосии в Гурзуф – мимо берегов Коктебеля. Своеобразной визитной карточкой Коктебеля стало волошинское двустишие «Коктебельские берега», написанное в 1926 году:

Эти пределы священны уж тем, что однажды под вечер
Пушкин на них поглядел с корабля по дороге в Гурзуф...

М.С. Волошина вспоминала: «Ведь Макс выстаивал часами около тех мест, где бывал Пушкин... А мне раз приснилось, что Пушкин пришёл к нам, и Макс говорит: Счастливая! Расскажи, какой он».

Фрагмент выставки. Альбомы со стихами, записями и профилями, предположительно принадлежавшие деду Волошина – Оттобальду Глазеру

Выразительным акцентом выставки является гипсовая копия посмертной маски Пушкина. Эту реликвию, как и посмертные слепки Петра I и Ф.М. Достоевского, прислала художница Ю.Л. Оболенская. Сравнивая их, Волошин признавался ей: «Для меня самое близкое – нестрашное лицо Достоевского, а самое жуткое – Пушкина. <…> Маска Пушкина самая элегантная, выточенная, но в ней под успокоением – бесконечное неутоленное страдание». И, как бы подводя итог, поэт резюмирует: «Пётр, Достоевский, Пушкин – ведь это вся Россия. Их надо иметь перед собой».

Фрагмент выставкиНемалый интерес для ценителей и почитателей творчества Пушкина представляют экспонаты из фондового собрания музея Марины и Анастасии Цветаевых. Общеизвестно благоговейное отношение Марины Ивановны к личности и творчеству поэта. Для Цветаевой само имя Пушкин олицетворяло высокое понятие духовности. Пушкин жил в Цветаевой, как бы незримо сопровождая её размышления о поэзии и литературе, заменяя собою отсутствие равновеликих собеседников. Он возникал во всех её эссе и очерках о поэтах и поэзии, и каждый раз другой в подходе к разным вещам, но всегда без лакировки и глянца. Само название цветаевского очерка «Мой Пушкин» становится крылатым выражением. В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней непреходящая величина – Пушкин. Вниманию посетителей предлагается ставшая уже библиографической редкостью одна из первых книг Цветаевой, вышедшей в СССР в издательстве «Советский писатель» в 1967 году («Мой Пушкин»); самиздатовские самодельные книжечки («Пушкин и Пугачёв», «Мой Пушкин»); парижские издания цветаевских книг, посвящённые пушкинской тематике, книги, изданные Домом-музеем Марины Цветаевой в Москве (А. Смит «Песнь пересмешника. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой» (1998 г.), М.Д. Филин «Зарубежная Россия и Пушкин» (2004 г.), двухтомник «Центральный Пушкинский Комитет в Париже (1935-1937)», в первый состав которого входили Марина Ивановна Цветаева и Иван Алексеевич Бунин.

Фрагмент выставки. Собрание сочинений А.С. Пушкина серии «Библиотека великих писателей» (4 том).  Н.Н. Пушкина. Акварельный портрет Гау. Литография Н. Кадушина. Веер-бризе «Фиалки». Карне (Бальная книжка). XIX вВитрина стенная № 2. Посмертная маска А.С. Пушкина из коллекции М.А. Волошина. Пистолет с кремневым замком образца начала XIX века.  Западная Европа. Муляж. Из частной коллекции Л.Е. Городновой

Среди экспонатов выставки – скульптурный портрет А.С. Пушкина работы московского скульптора А.И. Григорьева. Это имя хорошо известно феодосийцам и гостям нашего города: памятник Пушкину его работы уже много десятилетий украшает один из самых красивых скверов Феодосии.

Фрагмент выставки. Статья М.А. Волошина в газете «Русь» № 332 от 11 (24) декабря 1907 г. Сцены из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» в постановке МХАТа. ФототипииЭкспозицию выставки иллюстрируют копии работ художников конца XIX – начала XX века, предоставленные Дому Поэта Всероссийским музеем А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). Их произведения являются отражением и продолжением (от Золотого века к Серебряному) отечественной театральной пушкинианы, запечатлённой во всём своём богатстве и многообразии. На выставке представлены иллюстрации и эскизы декораций к постановкам по произведениям А.С. Пушкина таких выдающихся художников, как К. Коровин, С. Малютин, М. Добужинский, А Бенуа, К. Сомов, И. Билибин, М. Врубель, Н. Гончарова. Большинство из них входило в художественное объединение «Мир искусства», одним из организаторов которого стал Александр Бенуа. Именно с художниками «Мира искусства» связывают возрождение печатной графики как самостоятельного вида искусства.

Отдельно хотелось бы отметить эскиз к опере-балету «Золотой Петушок» художницы русского авангарда Натальи Гончаровой, двоюродной правнучки жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой. Эскизы декораций и костюмов к балету «Золотой петушок», поставленному М. Фокиным в 1914 году в парижской Гранд-Опера принесли художнице европейскую известность. В своей работе она ориентировалась на стилистику иконы и русского лубка. В 1928 году Гончарова познакомилась с Мариной Цветаевой. Вдохновленная цветаевской поэмой «Молодец», Гончарова сделала к нему иллюстрации и тем подвигла Цветаеву на перевод этой поэмы-сказки на французский язык. Это был первый и очень важный для Цветаевой опыт, пригодившийся ей в дальнейшем, в частности, при переводе на французский стихов Пушкина. В свою очередь, Цветаева написала эссе «Наталия Гончарова», в котором сравнила судьбы художницы и ее двоюродной прабабушки, а также пушкинскую поэзию и гончаровскую живопись.

Фрагмент выставки. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина

Авторы выставки выражают сердечную благодарность Любови Евгеньевне Городновой за экспонаты, предоставленные ею из личного собрания и отвечающие тематической направленности выставочной экспозиции.

Фрагмент выставки

Фрагмент выставки.  Рукопись Пушкина. Рисунок «Золотые ворота Карадага» в черновике первой главы «Евгения Онегина» (строфа XLVI). Неизвестный художник. Портрет Марии Николаевны Раевской. Начало 1820-х гг. Фарфоровая шкатулочка и перламутровая брошь с росписью. Из частной коллекции Л.Е. Городновой

Выставку можно будет посетить до 9 марта в часы работы музея. Все запланированные мероприятия пройдут с соблюдением масочного режима и других санитарно-эпидемиологических норм, действующих в регионе.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт