Музыкально-литературный вечер в Доме Поэта

7 марта в преддверии Международного женского дня прошел музыкально-поэтический вечер «Адресаты волошинской лирики» из цикла «Женщины в Доме Поэта». Сотрудники музея рассказали об истории волошинских стихотворных посвящений. Прозвучали произведения, созданные для Маргарины Сабашниковой, Марии Заболоцкой, Лили Дмитриевой, Елизаветы Эфрон, Марии Новицкой, Марии Кювилье. Жанр стихотворного портрета наиболее полно отражен у Волошина в цикле стихов «Облики». Анализируя индивидуальные черты характера женского образа, Волошин-портретист психологически проникновенен. Он стремится как можно более чутко постичь сокровенное настроение «модели», ее мысли, чувства, переживания, отразить цельность характера.

Сотрудники музея читают стихотворение М.А. Волошина, посвященное Марии НовицкойК этому дню было приурочено и открытие выставки «Вечно женственное влечет нас ввысь…», ставшей продолжением литературного вечера. Выставка подготовлена к 140- летию со дня рождения М.В. Сабашниковой; к 135 летию со дня рождения М.С. Заболоцкой-Волошиной; к 135- летию со дня рождения русской поэтессы Е.И. Васильевой (псевд. Черубина де Габриак); к 155- летию со дня рождения поэтессы П.С. Соловьевой (псевдоним «Allegro»).

Поликсена Сергеевна Соловьева (1867-1924) – дочь известного историка С.М. Соловьева. 

Волошин познакомился с Поликсеной Соловьевой в начале 1903 года, когда вернулся в Россию из Парижа. В этом же году П. Соловьева по приглашению Манасеиных, одних из первых дачевладельцев в Коктебеле, впервые приезжает в Крым. О ее посещении Коктебеля, участии в разных розыгрышах и сценках вместе с Волошиными рассказывают сохранившиеся фотографии (1903, 1906 гг).

Открытие выставки «Вечно женственное влечет нас ввысь»

В мемориальной библиотеке хранятся многие сборники поэтессы: «Иней» с рисунками автора, «Плакун-трава» (1909), «Перекресток» (1913), «Вечер» (1914), «Последние стихи» (1923). Свои произведения Соловьева обычно подписывала псевдонимом «Allegro» (с итал. - быстро, весело).

В 1908 году Академия наук присудила ей Пушкинскую премию и золотую Пушкинскую медаль.

Художественные работы и фотографии М.С. Сабашниковой из фондом ДМВМаргарита Васильевна Сабашникова (1882-1973) происходила из богатого купеческого рода. Живописи начала учиться в мастерских художников Архипова, Репина и Коровина. Сабашникова пробует себя в разных художественных направлениях. Пишет в стиле классической живописи («Купола», «Московский дворик»), обращается к символизму («На зимней улице». «Цветущие деревья и дамы»). Последняя работа, как и «Две дамы у окна» написана под влиянием близкого к символистам художника В.Э. Борисова-Мусатова.

В 1904, 1905 годах Сабашникова посетила Париж, где занималась в художественной мастерской Люсьена Симона и студии Коларосси. В Париже Маргарита часто встречается с Максимилианом Волошиным. Он знакомит ее с новыми веяниями в искусстве и поэзии, сопровождает в прогулках по музеям и паркам.

Свадьба Волошина и Сабашниковой состоялась в Москве 12 апреля 1906 года. После свадебного путешествия несколько месяцев они провели в Коктебеле, где Маргарита создает портрет Макса, начинает писать «Сказку о распятом царевиче».

Из-за череды драматических обстоятельств Макс и Маргарита расстаются через год после свадьбы. Маргарита подолгу живет в Европе, посвящает себя антропософии, ищет духовные начала в искусстве. В 1912 году изданы ее переводы трудов немецкого мистика Мейстера Экхарта, в 1913 вышла книга Сабашниковой «Святой Серафим». С 1922 года Маргарита постоянно живет заграницей, продолжает заниматься живописью, расписывает храмы, пишет портреты. Маргарита оставила воспоминания «Зеленая змея», в которой она описала события своей жизни.

Фотографии Е. Дмитриевой в Коктебеле и габриак «Крокодил Гена»Фотографии М.А. и М.С. Волошиных

Елизавета Михайловна Дмитриева (1887-1928) родилась в небогатой дворянской семье, сильно болела с детства. Это и другие тяжелые обстоятельства отразились на формировании ее характера. Мистически настроенная, увлекающаяся натура Дмитриева смогла получить хорошее образование, знала пять языков. Стихи писала с 13 лет.

С Максимилианом Волошиным познакомилась в Петербурге в 1908 году, и через год, в мае 1909 приезжает к нему в Коктебель. Елизавету сопровождает поэт Николай Гумилев, с которым у нее в это время был роман. Здесь Гумилев сделал предложение Дмитриевой, но она решает остаться с Волошиным. В Коктебеле Макс предлагает помочь Елизавете в издании ее стихотворений. Первая публикация Лили, перевод «Октавы» св. Терезы, вышла в марте 1909 года под китайским псевдонимом Е. Ли. (первые буквы ее имени). Волошин предлагает Дмитриевой новую мистификацию.

Корень виноградной лозы, напоминающий человека, в фантазии Волошина превращается в добрый дух Габриак, и становится началом мистификации о Черубине де Габриак – прекрасной красавице-испанке, поэтессе. Вернувшись в Петербург, Лиля от имени Черубины посылает редактору модного журнала «Аполлон» свои стихи, и тот их отдает в набор в первый номер, отказывая при этом другим известным поэтам.

Уголок Маруси

Многие были увлечены красавицей Черубиной и ее стихами. Сама же она отказывается от встреч с редактором, общается только через письма или телефонные звонки. Но через несколько месяцев Лиля призналась в подлоге, испугавшись возможности появления настоящей Черубины. Последующий скандал, дуэль Волошина и Гумилева сильно повлияли на душевное равновесие Лили. Она прекращает писать стихи. Уже изданные в «Аполлоне» произведения иногда выходят в печати среди стихов других авторов. («Зилант». Казань, 1913)

В 1911 году Дмитриева выходит замуж за инженера-мелиоратора Всеволода Николаевича Васильева и меняет фамилию. В годы гражданской войны Е.И. Васильева вместе с С.Я. Маршаком начинает писать пьесы для детского театра.

В 1927 году Е. Васильеву арестовывают за участие в антропософском обществе и отправляют в ссылку в Ташкент. Здесь ее навестил Юлиан Щуцкий, адресат многих ее стихов, молодой талантливый филолог-востоковед, переводчик. Он наводит Васильеву на мысль о создании цикла стихов «Домик под грушевым деревом» под именем китайского поэта Ли Сян Цзы, живущего в изгнании. В конце 1928 года в ссылке Черубина умерла.

Мария Степановна Заболоцкая (1887-1976) происходила из семьи рабочего. Получила медицинское образование, и была приглашена ухаживать за умирающей Еленой Оттобальдовной, матерью поэта. После ее смерти в 1923 году Мария Степановна и Максимилиан Александрович повенчались. Они прожили вместе 9 лет, которые считали счастливыми.

Маруся вела хозяйство в доме и принимали всех гостей, приезжавших в Дом Поэта. Многие художники создали в Коктебеле ее портреты. Сама же Марья Степановна, как говорил Макс, «не имела ни каких творческих талантов», но при этом прекрасно пела. Она распевала стихи Волошина и других наиболее понравившихся авторов на народные, старообрядческие мотивы. Больше всего гости любили слушать как «просто и необычайно чисто» Маруся поет на собственный мотив «Зарю-Заряницу» Ф. Сологуба.  

После смерти Максимилиана Волошина, Марья Степановна прожила долгую жизнь, еще 44 года. И все это время она несла свое служение: хранила наследие Волошина. Согласно её завещанию она была похоронена рядом с мужем на вершине горы Кучук-Енышар, высоко над морем и любимым Коктебелем.

Выставка продлится до 1 августа.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт