В Доме-музее М.А. Волошина 28 июля состоялась культурно-образовательная программа «Отразить духовную сущность эпохи», посвященная 180-летию со дня рождения И.Е. Репина.
Участники беседы ознакомились с одним из самых известных и талантливых русских художников 19-20 веков, творчество которого оказало огромное влияние на развитие русской живописи, а работы оставили неизгладимый след в истории. Иван Ефимович Репин – основоположник русского реализма, мастер портретного, исторического и бытового жанра. Через полотна великого художника предстаёт целая эпоха русской культуры. И.Е. Репин считается одним из самых значимых художников своего времени, практически единственный из живописцев 19-20 веков, кто не ограничивал себя одним жанром. У него не было типичных композиций и схем, которые можно было бы назвать «репинскими». Он писал и исторические картины, и работы на более современные темы – экспериментируя то с цветом, то с принципами модерна, то позволяя себе более экспрессивные и яркие образы.
По воспоминаниям современников Илья Ефимович был человеком впечатлительным, страстным, увлекающимся. Он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли своего времени. Считается, что картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – наивысшая точка его творческого горения и мастерства.
В ходе беседы гости узнали о знаменитой лекции Максимилиана Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», вызвавшей в свое время большой общественный резонанс. Лекция была прочитана в Политехническом музее 12 февраля 1913 года на диспуте, устроенном представителями нового искусства, художниками группы «Бубновый валет», по случаю порчи Абрамом Балашовым картины «Иван Грозный и сын его Иван». В докладе Волошин поставил вопрос о роли ужасного в искусстве и влиянии его на зрителя.
На встрече участникам мероприятия была предоставлена возможность ознакомиться с репринтным изданием книги М.А. Волошина "О Репине" – брошюры, включающей в себя статьи и лекции о И. Репине, которую в 1913 году выпустило московское книгоиздательство «Оле-Лукойе».