29 июля в Доме - музее М. А. Волошина открылась выставка «Духовные лидеры России», посвященная юбилеям преподобного Сергия Радонежского и русского святого, чудотворца Серафима Саровского из цикла «Православная культура и искусство».
18 июля верующие отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, всея России чудотворца. 1 августа –день памяти Серафима Саровского, – иеромонаха, прозорливца и чудотворца, одного из любимых и наиболее почитаемых в России святых.
М. А. Волошин знал и любил древнерусскую литературу: образы и поэтические символы ее вошли в творчество поэта («Протопоп Аввакум», «Дикое поле», «Иверни»). В своем творчестве М. А. Волошин не раз обращался к личностям подвижников Православия. В 1918 г. в статье «Вся власть патриарху» он говорит о «морально – духовной силе, которая шла от святого Сергия Радонежского, из Троицкой лавры, из деятельности московских митрополитов и патриархов». В 1919 г. М. Волошин работает над поэмой «Святой Серафим». Очень серьезно подходит к изучению этого вопроса. В письме к сестрам А. и Е. Герцык он просит книги по этой теме. Работа над этим произведением была окончена в 1929 г. Поэма вызвала восхищение и одобрение в литературном окружении поэта.
В библиотеке Волошина сохранился ряд изданий, свидетельствующих о глубоком интересе ее владельца к литературным национальным истокам. В экспозиции выставки можно увидеть «Слово о полку Игореве», изданное М. и С. Сабашниковыми в Москве (1920).
Отношение М.А. Волошина к христианству, в частности, к православию, – интересная тема для исследования. И раскрыть ее частично, на сегодняшний момент, смогла Игуменья Серафима, настоятельница Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря в предисловии к сборнику «Святой Серафим», в который вошло одноименное произведение поэта. Проникновенные стихотворения появляются у поэта о непростой судьбе России. Как в зеркале он отражает в них страдания родной земли, подчеркивая ее истинное, библейское смирение, жертвенность, искренне веря, что именно этот путь приведет к очищению и Возрождению, ибо таким был путь самого Христа. В 1919 г. Волошин констатировал: «Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых... в Библии можно найти слова, равносильные пафосу, нами переживаемому».
В дружественном окружении поэта появляются православные священники, общением с которыми он очень дорожит. Среди них П. Флоренский, С. Дурылин, А. Богаевский, М. Синицын, Н. Святских, Г. Петров. Личное общение, переписка, обмен книгами – все это обогащает духовно, и открывает новые горизонты в его творчестве.
О Серафиме Саровском писала и последовательница антропософии, писательница и художница, первая жена М.А. Волошина Маргарита Сабашникова, книга которой также экспонируется на выставке.
Интересна представленная в экспозиции книга богослова, литературоведа, религиозного писателя и поэта Сергея Николаевича Дуры́лина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого».
Для Волошина, как для каждого православного человека, был очень значим образ Пресвятой Богородицы. В 1924 году поэт увидел в Историческом музее в Москве очищенную от наслоений Владимирскую икону Божией Матери и оценил это событие, как одно из самых больших потрясений в своей жизни.
В 1929 году он пишет поэму «Владимирская Богоматерь», о которой о. Арсений Стрельников сказал: «Такое произведение мог написать человек, глубоко чувствующий Бога, Пресвятую Богородицу и имеющий в себе веру, даже если своим гениальным поэтическим восприятием что-то осмысливал и воспринимал не так, как все. За написанное стихотворение Максимилиану Волошину многое можно простить. Оно входит в душу православного человека великой любовью ко Пресвятой Богородице. Оно радостно, и мы воочию видим историю Родины и то великое Божественное заступничество России, о котором русский народ восклицал: "Матерь Божия, спаси Землю Русскую"».
Особый акцент привносит в экспозицию выставки художественная работа Максимилиана Александровича «Богородица в Коктебеле».
Выставка продлится до 8 сентября текущего года.