В Мастерской Дома-музея М. А. Волошина 6 февраля состоялась презентация выставки «Шедевры надо выстрадать», посвящённой 155-летию со дня рождения Александра Бенуа.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – одна из центральных фигур художественной жизни в России начала XX века. Бенуа раскрыл себя в разных направлениях: живописец, график, сценограф, историк искусства, музейный работник, художественный критик и мемуарист. Основная тема его художественных работ – Версаль и эпоха Людовика XIV, Короля-Солнца.

1

Впервые Бенуа посетил Версаль в 1896 году, путешествуя по Европе. «В Петербурге мне казалось, что Версаль я отлично знаю, и, отправляясь туда, я был уверен, что ничего совершенно для себя неожиданного я там не найду. Однако тут было совсем иначе. Именно таким, каким Версаль предстал тогда, я никак не думал его увидать. Я не думал, что он до того грандиозен и в то же время исполнен какой-то чудесной меланхолии».

2

Бенуа отмечал, что увиденное создавало в воображении не весёлые празднества Короля-Солнца, а напоминало Версаль последних лет царствования Людовика XIV. Эти образы нашли воплощение в первой версальской серии картин (1896-1898). В экспозиции представлено открытое письмо с репродукцией акварели из этой серии «У Курция».

3

Деятельность Бенуа как художника и критика дополняли друг друга, и этот синтез нашел воплощение в создании журнала и художественной организации с одинаковым названием – «Мир искусства», №№ 16 и 17 которого за 1899 год представлен на выставке. Обложку этих изданий украшает акварель Марии Якунчиковой с изображением лесного пейзажа и белого лебедя. Экспонируется также 18 выпуск, посвящённый живописи Испании и Франции XVI-XVIII веков, «Истории живописи всех времён и народов». Эта работа заняла у Бенуа более десяти лет и стала одним из первых и самых крупных исследований мировой живописи русским искусствоведом.

4

С Максимилианом Волошиным Александр Бенуа познакомился в январе 1903 года, когда тот приехал из Парижа в Петербург в качестве секретаря нового художественного общества «Монпарнасс». В феврале 1905 года оба оказались в Париже. Впоследствии Бенуа написал: «Меня соединяла с Волошиным дружба, начавшаяся ещё в 1905 году».

В мемориальной библиотеке хозяина Дома поэта хранится многотомное издание мемуаров герцога Сен-Симона об эпохе Людовика XIV и эпохе регентстве на французском языке. На выставке представлен 7 том этого издания (1908).

5

Также в экспозиции посетители смогут увидеть и редкую книгу о Версале (1909),написанную Андре Перате, помощника хранителя версальского музея, участника реконструкции дворцово-паркового комплекса. Она представляет собой каталог-путеводитель по дворцово-парковому ансамблю.

Посетителям будет интересно увидеть предметы, созданные в конце XIX – начале XX веков, но типологически соответствующие эпохе Короля-Солнца. Это кружево и веер – как предметы, рассказывающие об этикете и моде того времени; зеркало и фарфор – технические достижения, создающие роскошь; бильярдный шар, бильярд – любимая игра Людовика XIV.

6

Александр Иванович исполнил «свою заветную мечту, поселившись в самом центре Версаля». Почти каждый день художник выходил на этюды, иногда встречался в Версале с Волошиным. Художник делал зарисовки, а  Волошин с увлечением фотографировал окружающие пейзажи. Копии этюдов Бенуа и фотографии Волошина представлены на выставке.

Во время своего двухгодичного пребывания во Франции художником написаны два этюда «Пейзаж с фонтаном» и «Пейзаж с двумя мужскими фигурами у вазы», подаренные Волошину с надписью: «Дорогому Максимилiану Александровичу Волошину на память о себе и о чудных Версальскихъ дняхъ 1905/1906 г».

7

На выставке представлен исторический роман, описывающий время правления Короля-Солнца «Месть крестьянина», вышедший в 1907 году в Москве. Книга написана главным врачом московской больницы Андреем Степановичем Буткевичем. На титульном листе дарственная надпись: «Дорогому Максимилиану Александровичу Волошину, мощному поэту-летописцу былых и наших дней скромная дань автора».

В апреле 1916 года Волошин приехал из Европы в Санкт-Петербург. Здесь вновь встретились поэт и художник. Александр Бенуа подарил Волошину на память пейзаж Бретани «Скалистый берег», написанный в годы их близкой дружбы (1905-1906).

В июне 1916 году Максимилиан Александрович задумал написать статью о Бенуа для сборника Лукомского. Но Первая мировая война и надвигающиеся революционные события помешали этому. Сборник о Бенуа не был издан. Статья Волошина о Бенуа вышла только в 1988 году в сборнике «Панорама искусств».

В 1924 году Волошин вновь приезжал в Москву и Петербург, пытаясь возобновить старые знакомства. Он пригласил Бенуа с семьей отдохнуть в Коктебеле, и тот собирался приехать в июне 1924 года, но вследствие разных обстоятельств семья на лето переехала в Гатчину.

В 1926 году Бенуа эмигрировал во Францию. После известия о смерти Волошина, уже находясь в эмиграции, Александр Иванович написал статью о годах общения с Максом.  А уже гораздо позже рассказал более подробно о встречах и общении с Волошиным в своих знаменитых мемуарах.

Выставка будет экспонироваться до 16 мая в часы работы музея.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт