В Мемориальной Мастерской Дома-музея Максимилиана Волошина 20 августа открылась выставка, посвященная 100-летию выхода в свет сборника "Anno mundi Аrdentis" ("В год пылающего мира"). В него включены стихи периода Первой мировой войны. Сборник посвящен другу Максимилиана Александровича, поэту и меценату Михаилу Осиповичу Цетлину. В 1915 году Волошин взялся за составление содержания. После нескольких проб оформления обложки, Волошин отдал предпочтение рисунку Льва Самойловича Бакста.
На выставке представлен экземпляр прижизненного издания сборника "Anno mundi Ardentis" из личной библиотеки Максимилиана Александровича Волошина и его репринтное переиздание. А также литературно-критические отзывы о книге в периодических изданиях, рукописи стихотворений, вошедших в книгу, а также статьи-лекции "Скрытый смысл войны", копии писем, графический и фотографический материалы из фондовой коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина.
Справка. Открывают сборник строки Библии, выпавшие Волошину в ночь с 1914 на 1915 год. Сборник состоит из трех циклов по семь стихотворений в каждом с эпиграфами. Первый из циклов "Внутренние голоса" проникнут личными переживаниями и впечатлениями от осознания разразившейся катастрофы. Все стихотворения представляют собой логически связанную повествовательную канву. Летом 1914 года Волошин решает приехать в Швейцарию на строительство духовного храма святого Иона.
По необычайной случайности он успевает проехать за полчаса до закрытия всех границ. Об этом путешествии Максимилиана Александровича в Базель повествует первое произведение "Под знаком Льва". Второй и четвертый стихи представляют собой видение непогоды космического масштаба, в то время как в затишье буковых лесов Эльзаса проливается огонь и громы артиллерийских орудий.
Третье произведение "В эти дни" Волошин в письмах к матери и друзьям выделял как особенно удавшееся. Завершает первый цикл - "Другу" стихотворение-молитва. Последнее седьмое стихотворение "Русь" не было напечатано. Как пояснил Волошин, стихотворение "не должно быть напечатано теперь по внутреннему убеждению автора"; в нем признание в любви и преклонение перед Родиной, которая теперь очень далеко.
Второй цикл открывает эпиграф о городе, что стоит на средоточии водных токов – Париже. Стихотворения "Парижу", "Париж в январь". Волошина потрясает судьба Франции, бросившей в порыве безрассудного героизма весь цвет молодого поколения на фронт, лишив себя литературы, искусства, музыки на несколько поколений. Стихотворение "Весна", "Ночь весеннего равноденствия". Но самой нестерпимой болью из всех потерь войны была гибель Реймского собора. Эта боль звучит в произведении Максимилиана Александровича "Реймская Богоматерь". Протестом против переименования Петербурга в одноименном стихотворении заканчивается второй цикл. Третий цикл также повествует о путешествии поэта, но уже во внутренние пространства своего существа.