При поддержке Министерства культуры Республики Крым и ГАУК РК «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»» в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте (Белая дача) 9 октября состоялась презентация выставки «Истинные художники никогда не бывают одинаковыми»: А. П. Чехов и М. А. Волошин», посвящённая 165-летию со дня рождения писателя и драматурга Антона Чехова. Эта выставка – результат совместной работы двух ведущих литературных музеев Крыма – Дома-музея А. П. Чехова в Ялте («Белая дача») и Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле.

С приветственным словом выступили директор ГБУК РК «Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника» Владимир Савельев, а также главный хранитель Музея-заповедника  Александр Логинов, особо отметив актуальность и своевременность подобных межмузейных проектов.

Слова благодарности в адрес своих коллег выразил заведующий отделом «Дом-музей М. А. Волошина» Вадим Шушунов, подчеркнув, что подобные выставки – это не только обмен экспонатами и информацией, но и сохранение культурных традиций, дань памяти прославленным писателям, чья жизнь и творчество были тесно связаны с крымской землёй.

 

1 2 3
4 5 6

В ознакомительной экскурсии по выставке, проведенной для первых её посетителей, Вадим Александрович напомнил, что Максимилиан Волошин был одним из тех, кто лично знал Антона Чехова, в 1899 году Максимилиан Александрович побывал у Антона Павловича в Ялте вместе со своим студенческим другом Павлом Свободиным. Впоследствии поэт, критик и художник Волошин не раз вспоминал эту единственную свою встречу с писателем и немало размышлял о творчестве Чехова, вполне разделяя увлечение им своего поколения. Отвечая на вопросы литературной анкеты «Кто ваши любимые прозаики?», Волошин скажет: «Диккенс, Достоевский, Щедрин, а последнее время Чехов» (1899 год).

Одна из задач выставочного проекта – интерпретация и осмысление Волошиным творческого наследия Чехова, идеи и мысли которого остаются актуальными как для наших современников, так и для читателей будущих поколений.

Произведения наших знаменитых соотечественников, представленные на выставке, дают впечатляющую картину литературного процесса в России конца XIX – начала XX века. Ещё одно существенное обстоятельство сближает двух таких разных писателей – это непреходящая любовь к Крыму, где каждый нашёл свою духовную родину и где были созданы лучшие образцы русской поэзии, прозы и драматургии. Экспозиция позволяет почувствовать атмосферу времени и особенности культурной среды, в которой жили и работали выдающиеся мастера слова.

Выставка предлагает посетителям более подробно ознакомиться не только с литературными предпочтениями Волошина, но и с уникальным собранием фондовой коллекции музея, где представлено около 100 предметов из собрания музея, свидетельствующих о глубоком интересе М. А. Волошина к творчеству А. П. Чехова: книги из мемориальной библиотеки, фотографии, архивные документы, материалы из критического наследия.

1 2 3
4 5 6

Заинтересует посетителей выставки обширный раздел мемуаристики. Современники Чехова в своих воспоминаниях оставили ряд метких наблюдений не только о творчестве, но и о личности, внешности и характере писателя, многие из которых имели возможность наблюдать Чехова и в общении с другими замечательными людьми, жившими в то время в Ялте и навещавшими Чехова – Буниным, Горьким, Куприным, Елпатьевским, Маминым-Сибиряком и Левитаном.

Один из разделов экспозиционного комплекса даёт представление о творческом наследии Максимилиана Волошина – это не только прижизненные издания поэтических сборников поэта, но и фрагменты критических статей, а также журнальные и газетные публикации, посвящённые анализу его творчества. У Волошина нет отдельной статьи, адресованной Чехову, но, как театральный критик, тонкий и глубокий знаток не только русского, но и французского театров, он не единожды высказывал свои оценки и суждения по самым разным вопросам театрального искусства. В этом аспекте для организаторов выставки было важно донести до посетителей отношение Волошина к творчеству Чехова, исходя из писем и критических статей, вошедших в книгу «Лики творчества».

Оказавшись в Париже, и близко соприкоснувшись с французскими литературно-художественными кругами, Волошин много размышляет о разнице французского и русского театров: «Театр германский и славянский театр Метерлинка, Верхарна, Ибсена, Гауптмана, Чехова, совершенно невозможен в Париже»,– заключает Волошин. Однако «невозможный в Париже» Чехов, по мнению Волошина, многим связан с Францией: «Он очень много взял в своей форме от французских писателей. Может, даже он первый был в России таким талантливым писателем европейского типа, который «делает» свои вещи» (письмо к М. В. Сабашниковой, август 1904 год).

Как литературный и художественный критик Волошин ценил, прежде всего, неповторимую индивидуальность писателя. Непременным условием подлинного творчества является, по Волошину, стремление автора к краткости, преднамеренной недоговоренности: «Художник должен всегда оставить простор для фантазии читателя».

Как театрального критика Волошина более всего интересовал Чехов-драматург. В языке Чехова он отмечал разговорные интонации, особо подчёркивая импрессионистскую «тонкость настроения» Чехова.

В экспозиции представлена статья Андрея Белого о пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Весы. 1904), в которой, по мнению Волошина, «предпринята попытка вскрыть символическую природу чеховского реализма и взаимосвязь символистского и реалистического методов творчества». (Письмо к В. Я. Брюсову 27 февраля / 11 марта 1904 год).

Дополнением к экспозиционным материалам стали фототипии карточек со сценами из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» и почтовые открытки «А. П. Чехов в фотографиях современников». Проиллюстрировали выставку художественные работы Волошина, в которых художник увековечил эту землю, «насыщенную следами и воспоминаниями средиземноморских культур» как «своеобразную и богатейшую область русской художественной культуры».

Для полноты восприятия эпохи на выставке представлены личные вещи Волошина: печатка металлическая с монограммой «МВ» на четырехгранной рукоятке из опала, ручка, нож для разрезания бумаги светлого дерева с закруглённым концом и выжженным на рукоятке узором, пенсне с овальными прозрачными стеклами, шкатулка из дерева прямоугольной формы с откидной крышкой на петлях, с внутренним замком. Экспозицию дополняют портреты М. А. и М. С. Волошиных работы Н. И. Хрустачёва и А. П. Остроумовой-Лебедевой, фотографии с изображением дома  М. А. Волошина в Коктебеле, фото Волошиных на фоне Дома Поэта.

Выставка доступна для участников программы «Пушкинская карта». Экспозицию можно посетить ежедневно до 20 ноября в часы работы Доме-музее А. П. Чехова в Ялте (Белая дача)по адресу: Ялта, ул. Кирова, д. 112.

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт