- Автор: Олейник Ольга
«Добродушный Макс Волошин …
вместе со своей молодой, прелестной и
талантливой женой М. В. Сабашниковой
расписывал собственными руками
построенный храм теософов»
Историк искусства А.Н. Бенуа
Эпоха Серебряного века – русский ренессанс – относится к самым загадочным страницам отечественной культуры. Наряду с онтологическими проблемами: самоопределения России, кризиса культуры, понимания истории, становления личности начинается поиск «вечной женственности» и ее воплощения в мире. На рубеже XIX–XX вв. в русской культуре происходит формирование «женской литературы», создание образа женщины-творца. Финский литературовед Кирсти Эконен в монографии «Стратегии женского письма в русском символизме» отмечает, что «Зинаида Гиппиус, Людмила Вилькина, Нина Петровская, Поликсена Соловьева и Лидия Зиновьева-Аннибал в числе многих других были женщинами, которые хотели быть не «прекрасными творениями», но их создателями». В этом ряду стоит имя художницы и писательницы Маргариты Сабашниковой. В ее чертах Максимилиан Волошин нашел образ вечной женственности, своей музы, царевны Таиах.
ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (Банкнота ВСЮР Феодосийской ЭЗГБ из фондов Музея Марины и Анастасии Цветаевых)
- Автор: Гусева Ксения
Данная работа вводит в научный оборот банкноту Главного командования Вооруженных сил на юге России (ВСЮР) достоинством 10 000 рублей образца 1919 г. с серийным номером ЯН-036 (Рис. 1), выпущенную Феодосийской экспедицией заготовления государственных бумаг.
- Автор: Олейник Ольга
Интерес к культуре Востока возник у Максимилиана Волошина после путешествия в Туркестан (1900-1901 гг). Из ссылки в Ташкенте он пишет своему другу: «Меня теперь страшно мучит одна идея…: после окончания курса в Париже, т.е. через 4-5 лет, изучивши какое-нибудь ремесло, отправиться странствовать пешком по Индии, Китаю и Японии».[1] В 1901 г. Волошин едет в Париж - художественный центр Европы, где с середины XIX века началось увлечение японским искусством. В этом городе он знакомится с хамбо-ламой Тибета в сентябре 1902 г., и начинает планировать поездку в Японию на следующий год, не дожидаясь окончания обучения. «Япония даст вне-европейскую точку для искусства, Китай – для государства, Индия – для философии…. опять принялся за Национальную Библиотеку. Конечно, теперь мои предметы – Индия и Япония».[2] Волошин настолько погружается в изучение Востока, что Бальмонт, рекомендуя его в письме Брюсову в 1902 году, рисует на Волошина два шаржа в виде «тибетского мудреца».[3]
[1] Волошин М.А. Письмо Пешковскому А.М. от 11 января 1901. / Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 8. Письма 1893-1902– М., Эллис Лак, 2009 - С.472[2] Там же - С. 766, 768 [3] Купченко В.П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. – СПб.: Алетейя, 2002. - С. 105.- Автор: Кошелева Наталья
Говоря об эпистолярном наследии М. А. Волошина, хочется отметить, что все оригиналы его писем были переданы в своё время вдовой поэта Марией Степановной в архив русской литературы г. Санкт-Петербурга (ИРЛИ). Но в собрании Дома-музея хранятся машинописные копии некоторых из них, выполненные самим Волошиным. Они являются частью основного фонда музея и представляют информационную ценность. Среди них и письма Максимилиана Александровича к Аделаиде Герцык. Они пронизаны теплотой и искренностью отношений, дружеской заботой, вниманием друг к другу. В них авторы делятся своими житейскими проблемами, приглашают в гости, обсуждают литературные проблемы, и как собратья по перу, дают честные оценки своих стихотворений.
- Автор: Свидова Татьяна
29 ноября в Доме-музее М.А. Волошина открылась выставка «Какое счастье - неиссякаемая способность любить и верить!», посвященная юбилеям писателей Т. Готье, Г. Флобера, Ш.П. Бодлера, Р. Роллана, Г. Уэльса. Д. Бернарда Шоу, Д Лондона, Экспозиция выставки освещает один из самых интересных и востребованных циклов - «Зарубежные классики в мемориальной библиотеке М.А. Волошина».
- Автор: Сеферова Лилия
Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.
- Автор: Олейник Ольга
К юбилеям русских художников А. Остроумовой-Лебедевой, Л. Бакста, И. Билибина, И. Грабаря, М. Врубеля, А. Ганзена, Н. Войтинской, мексиканского художника Д. Ривера и французского скульптора А.Э. Бурделя. «Из художественного наследия Дома Поэта»
Конец XIX-начало XX века в Европе и России возникает и утверждается новый художественный стиль арт-ново (модерн). Произведения модерна сочетают в себе декоративность, округлость форм, плавность линий, их гибкость и текучесть, причудливость. В истоках нового стиля лежит обращение к средневековью и традиционным культурам разных народов: античной Греции, Египта и Востока (Японии, Китая). Выразителями нового искусства в России стало художественное объединение «Мир искусства».
- Автор: Свидова Татьяна
В Доме-музее М.А. Волошина вниманию посетителей предложена выставка «Верь сам в себя наперекор Вселенной…»: к 210-летию французского поэта и писателя Альфреда де Мюссе, 180-летию французского писателя и публициста Эмиля Золя, 170-летию французского писателя Ги де Мопассана, 165-летию бельгийского поэта Эмиля Верхарна, 155-летию английского писателя Редьярда Киплинга.
Авторы: Палаш Ирина, Свидова Татьяна.
- Автор: Деркач Юлия
Одной из увлекательных и, несомненно, важных глав в истории Дома Поэта является жизнь детей постояльцев, гостивших у М. А. Волошина. «Дети нас не стеснят, потому у нас их всегда много в доме»[1], - писал Максимилиан Александрович в одном из писем к литератору и искусствоведу С. Н. Дурылину, приглашая его семью в Коктебель. Многие из этих детей, став взрослыми, оставили свои воспоминания о своем пребывании в небольшой деревеньке у моря, в доме хозяина, который превратил его «в бесплатную художественную колонию — открытую для всех, кто нуждается (материально, физически и духовно)»