Киммерия как пространство синтеза ландшафта и средоточения людей, исповедующих религию Красоты. "Восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма. Страна сухих пепельных гор, полей, пылавших красными венчиками мака, густой морской сини и безмолвия". К. Паустовский "Синева"
Земля Киммерии – место поистине волшебное. Вся русская культура ХХ века уместилась на этом небольшом кусочке земли на побережье Черного моря, среди гор и долин, завораживающих своей красотой, пустынностью, величием. А. Грин, К. Паустовский, М. Волошин, сестры Цветаевы далеко не единственные, кто так любил эти земли, кто посвятил им множество своих произведений, для кого эта местность стала музой.
Благодаря их творчеству Киммерия – символ вдохновения, место пересечения людей, исповедующих одну и ту же религию – религию Красоты и Искусства. Старый Крым, Феодосия, Коктебель, эти города объединяет не только одна местность, они неразрывно связаны творчеством выдающихся мастеров, создавших здесь свой необычный мир, полный таинственности. От Кара-Дага до Агармыша, от Коктебеля до Старого Крыма протянулась гряда гор, создающая необыкновенную красоту киммерийского пространства.
М. Волошин вдохновлялся красотой этих мест, здесь были созданы лучшие акварели поэта. Здесь он нашел свой приют. Коктебель неразрывно связан с именем М. Волошина. Величие Кара-Дага замыкает его профиль. Красота этого места наполняет душу восхищением и ужасом. Окаменелые извержения свисают над морем, создавая необыкновенное величие каменного сооружения. Созданный природой, он навсегда остался воспетым в творчестве людей, побывавших здесь.
Могучие жилы лавы, вздымаясь столбами к небу, останавливают густые киммерийские облака. Они тянутся далеко на запад, указывая путь к Старому Крыму, где раскинулись киммерийские просторы. Дорога эта идет через горы и равнины, упираясь в лес. Она стала своеобразным мостом, соединяющим моской берег и лесную местность. Старая почтовая земская дорога, протяженностью около 18 км.
"Из Коктебеля в Старый Крым вела заросшая почтовая дорога, она шла в ущельях, покрытых дубовым кустарником и буковым лесом". К. Паустовский "Горная роса"
Эта дорога стала местом пересечения путей всех творческих людей, творивших и живших здесь, в юго-восточной части черноморского побережья. Первым этот нелегкий путь совершил М. Волошин. А после того, как в 1931 году здесь прошел писатель А. Грин, она носит название Гриновская тропа. После него это путешествие совершили А. и М. Цветаевы, К. Паустовский, Г. Петников, Ю. Друнина, А. Каплер и многие другие.
Покидая Коктебель, попадаешь в совсем другую местность, в другую страну, каменистую, сухую, где летом только маки цветут на сухой земле, кермек мерцает своей голубизной и неделями висят над горами сонные облака. Вся местность вокруг полна дикости и величия. Она таит в себе суровость и необыкновенную красоту, непонятную человеку, не обладающему даром смотреть и слушать природу, "разговаривать" с ней, фиксируя каждое, даже самое малое ее движение.
Люди, которым дано познать душу природы, не только обогатили Киммерию своими творчеством и душой, но и научили других смотреть на нее через призму красоты и искусства. Восточный Крым — богатая земля, земля истории. Несмотря на внешнюю пустынность, о том, что скрыто в ее недрах можно только догадываться. Эта древняя и богатая страна под названием Киммерия манит своим магнетизмом, романтикой.
Её история накрепко переплетена с мифологией. Берега, окутаны дуновениями легкого ветра Эола. Волны Черного моря, набегая на гальку, оставляют за собой умолкнувший звук, слышный в поэтических строках киммерийских поэтов. Изгибы бухт, голубизна гор, каменистость долин навсегда остались на полотнах художников, передавших каждое движение, колебание души Киммерии, наполнивших их глубиной души своей. При выходе из леса перед нами открывается вид на г. Агармыш, у подножия которого раскинулась долина, где находится Старый Крым.
"Гора Агармыш бросала синий отсвет на заброшенный город. Маленький белый город лепился на последних отрогах Крымских гор. Вековые ореховые деревья протягивали черные ветви над черепичными крышами". К. Паустовский "Горная роса"
Старый Крым, Солхат — древнейший город с великой историей, бывшая столица Крымского ханства. Город, собравший множество национальностей, каждая из которых оставила за собой большое культурное наследие в виде архитектурных сооружений и исторических данных, археологических находок. Каждый кусочек старокрымской земли хранит в себе память прошлых столетий, бережно хранимых современниками. Армянский монастырь Сурб-Хач, мечеть хана Узбека, мечь Бейбарса, церковь Успения Пресвятой Богородицы — это далеко не весь список древнейших достопримечательностей города. Он богат своей историей, она всегда привлекала людей творческих.
Посетив Старый Крым каждый оставлял за собой след, тем самым обогащая его ауру. Некотрые из них остались здесь навсегда, нашли свой последний приют. Оставили свой след на старокрымской земле: А. Грин, Ю. Друнина, А. Каплер, Г. Петников, В. Охотиков, К. Паустовский, Л. Вышеславский, М. Волошин, А. и М. Цветаевы — далеко не весь список имен, так или иначе, связанных со Старым Крымом, с Киммерией. Именно их имена навсегда и прочно вплелись в историю этой земли. Под знаком красоты созданы их произведения и вся, даже будничная, повседневная жизнь была наполнена красотой.
Своеобразный климат этой части крымского полуострова, созданный природой, делает Киммерию привлекательной. Находясь здесь невозможно оставаться равнодушным к этой местности. Той природы и даже того моря с тем побережьем, которое открывалось взору людей искусства ХХ века, уже давно нет. Но в их проиведениях они остаются чистыми, незагрязненными навсегда.
Старокрымский воздух обладает необыкновенными целебными свойствами. Наш город одно из немногих мест на земном шаре, где сходятся четыре воздушных потока: морской, степной, горный и лесной. Город, окруженный лесом и горами, расположен в своеобразной балке. Иногда доносится запах моря, а в период цветения Старый Крым наполняет ароматом трав и цветов.
"Весной окрестные места тонут в непроходимые чаще цветы – в бересклете, крушине, боярышнике, маках, подснежниках, ландышах, и аруме. Весной в Старый Крым привозят больных и лечат их ваннами из целебных трав и цветов". К. Паустовский "Горная роса"
Каждый, кто оставаил свой след в Старом Крыму, попал сюда не случайно. У каждого были свои причины, неслышный зов вел людей к этой древней земле. Когда-то великий, богатый город, скрытый под шумом времени, ввергал неприятеля в дрож, своим богатством превоходил многие города Востока. Цветущий Солхат, окруженный великолепными садами и множеством родников, берущих своё начало на г. Агармыш, был необыкновенным оазисом, местом, где можно было насладится тишиной и спокойствием. Маленькие белые домики ютились у подножия сонного Агармыша.
"В этих домах можно было отдохнуть душой. Тишина, легкая суета, старые диваны, много старых книг и журналов. Сад за окном…" К. Паустовский
Люди, творившие здесь, посветившие этой земле множество произведений, несомненно любили её и завещали нам, современникам любить природу как дорогую мать, дорожить ею, беречь ее и заботиться о ней с заслуженным почетом. Человек оставляет за собой огромный след в природе и истории той земли, где обитает. И не важно родная ли это земля или же вы совершенно случайно попали в определенную местность. Главная задача каждого жителя планеты Земля жить и смотреть на мир так, как будто смотришь в последний раз, жить в мире с природой. Ощущать каждое, даже самое маленькое колебание земли всем сердцем, смотреть на нее сквозь призму красоты, и она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного.
Взаимоотношения человека и природы – одна из основополагающих культуры, искусства в частности. Только плодотворное взаимопонимание может стать гарантией творчества. Видеть в каждой малости, в каждой песчинке и травинке величайшую красоту и глубину; умение показать живую природу в незастывшей неподвижности, в непрестанном движении, постоянной смене впечатлений, скрытой напряженности — вот та главная идея, которую несет в себе творчество мастеров киммерийцев.