Многие из нас помнят такую знаменитую передачу на телевидение – "Кинопанорама". 21 декабря 1962 года на экранах телевизоров появился первый выпуск ежемесячной телепрограммы "Кинопанорама". В передаче зрителям рассказывали о работе киностудий, о творческих замыслах ведущих режиссеров и сценаристов, знакомили с премьерами новых фильмов, с работами знаменитых и молодых кинематографистов.
За свою тридцати трехлетнюю жизнь "Кинопанорама" сменила много ведущих, точнее пятьдесят три человека. С 1966 года по 1972 год ведущим "Кинопанорамы" был Алексей Яковлевич Каплер. Большинство людей видело фильмы "Человек-амфибия", "Полосатый рейс", но они и не догадываются, что имя Алексея Яковлевича Каплера, сценариста неразрывно связано с нашим городом Старый Крым. И для многих посетителей нашего музея так же становится открытием, что Каплер и Старый Крым между собой связаны. Последний приют он нашёл на старокрымском кладбище. О Каплере многие телезрители того времени слышали, но не знали его в лицо, и вот благодаря "Кинопанораме" наконец с ним познакомились. Общение Каплера с многими знаменитыми отечественными кинематографистами, да и его собственная популярность вызывали интерес к "Кинопанораме".
Но я хочу вам рассказать об одном интересном экспонате, хранящимся в фондах нашего музея. В фондах нашего музея хранится много музейных предметов и многие из них ненадолго покидают стены фондохранилища для экспонирования, а некоторые предметы еще предстоит увидеть нашим посетителям. И вы первые, кто познакомится с интересным музейным предметом, который связан с "Кинопанорамой" и Алексеем Яковлевичем Каплером. Последний эфир "Кинопанорамы" с участием Алексея Каплера был 24 августа 1972 года.
Из киносюжета "Ксения Маринина о "Кинопанораме" в фрагменте, посвященном Каплеру можно понять, что Каплер ушел из "Кинопанорамы" из-за Михаила Ромма. Михаил Ильич Ромм кинорежиссер фильмов о Ленине, сценаристом которых и был Алексей Каплер. Что Алексей Яковлевич недолюбливал Михаила Ромма из-за того, что имя "Каплера" как сценариста было вычеркнуто из титров совместных фильмов о Ленине, и Каплер поставил ультиматум: что если показывают сюжет о Ромме, то он уходит из "Кинопанорамы". Но на самом деле все обстояло иначе. Часть гонораров, полученных за эти фильмы о Ленине и принадлежащие Каплеру, Михаил Ромм, после освобождения Каплера из заключения передал ему. Это крупная по тем временам сумма в 150 тысяч рублей.
И вот вашему вниманию я представляю письмо Алексея Каплера в киноредакцию центрального телевидения редактору Хаскиной Фаине Яковлевне от 14 августа 1972г (текст письма воспроизводится с сохранением авторской орфографии и пунктуации):
"После 24-го августа, после того как пройдет в эфир наша очередная передача, я считаю себя свободным от ведения "Кинопанорамы" по следующим причинам...".
В этом письме на девяти листах машинописного текста перечисляются шесть причин ухода Каплера из "Кинопанорамы" и ни слова о Михаиле Ромме в нем нет.
Первая причина: стиль работы –
"Кинопанорама" вынуждена работать именно так – без единого миллиметра пленки запаса снятого или подготовленного из архивного материала заранее. Все делается в последний момент, перед самой передачей, все на истерике, на нервах… как все это влияет на качество передач. А уж на настроение, на нервы…".
Вторая причина: хранение материала, приготовленного для проведения "Кинопанорамы" -
"…совершенно чудовищные вещи происходят с хранением пленки. Это не технический, административный вопрос. Пропала вся пленка…невосстановимый материал, который должен бы храниться как валюта…Страдает от этого наша передача, телезрители, для которых мы не можем сделать то, что позволила бы украденная или сожженная пленка. И это стало нормой работы нашей редакции…".
Третья причина ухода Каплера из "Кинопанорамы": отношение к письмам телезрителей, которые в большом количестве приходили в редакцию программы.
"Не дано нам право наплевательски относиться к письмам, которые присылают телезрители. На каждое письмо должен быть послан ответ. Даже на глупое письмо, кто это разрешил уничтожать мешки писем? Результат: обеднение передачи, бесконечные обиды телезрителей, чье доверие мы обманули…И еще хотел бы я, чтобы редакция понимала, что для зрителей я как бы представитель телевидения и мое (мое ли?!!!) обращение с их письмами – это позор не только мой, а позор нашего телевидения!!!...среди писем попадаются в высшей степени интересные, дельные письма, дающие повод для важного разговора в передаче, но до меня они не доходят"
Четвертая причина ухода: режим работы сотрудников "Кинопанорамы", частое их отсутствие во время подготовки программы – в отпуске ли, в командировке ли.
"Результат: халтура, поспешная подготовка передачи в несколько дней вместо двух месяцев, отпущенных на это каждой группе. …передача готовится вместо двух месяцев шесть дней…".
Пятая причина ухода: отсутствие новостей о зарубежном кинематографе.
"…годами я безуспешно прошу отрегулировать вопрос с получением Кинопанорамой иностранной хроники. Нужно ли объяснять, что она необходима?.. Кто же должен наладить получение Кинопанорамой иностранной хроники? Сколько можно об этом говорить?"
Шестая причина ухода Каплера из "Кинопанорамы": об организации записи программы заранее, чтобы не подавать ее в прямой эфир вещания.
"…я попросил, чтобы нашу передачу записывали. Не за себя я беспокоился, а за своих "партнеров". Их много – то один, то другой. Приходится все время быть на чеку: так ли скажет, уложится ли во времени? Решили – давайте записываться – качество-то же, а будет спокойнее. И вот, поняв, что запись дает возможность и переписать и перенести ее, постепенно организация становилась все хуже, хуже и хуже."
И вот итог этого письма в киноредакцию центрального телевидения:
"Так вот, относиться безразлично ко всему тому, о чем я написал, да еще и к тому, о чем я не писал, чтобы не быть слишком скучным, не умею. А продолжать в том же духе отказываюсь. Хотя бы из чувства самосохранения. Слишком близко к сердцу я все принимаю, а изменить ничего не могу. Вот и давайте расстанемся. Повторяю, после последней передачи 24 августа я считаю себя свободным. 14 августа 1972 г. (А. Каплер)"
После ухода Алексея Каплера из "Кинопанорамы" на место ведущего долго пытались найти человека способного его заменить, но это оказалось очень сложно сделать. С сентября 1972 года ведущими побывало более сорока человек, это были и знаменитые актеры, режиссеры и кинокритики: Сергей Герасимов, Никита Михалков, Олег Ефремов, Олег Табаков, Евгений Матвеев, Юрий Яковлев, Ростислав Плятт, Эльдар Рязанов, Виктор Мережко.