Ещё, будучи подростком, писатель Константин Паустовский получил в дар от полуострова Крым ощущение полного счастья. Впервые Паустовский побывал в Крыму в возрасте четырнадцати лет в 1906 году и полюбил его навсегда. Севастополь стал первым крымским городом, который будущий писатель увидел. Будучи гимназистом, Паустовский мечтал о море, он мог часами просиживать над атласом, рассматривать побережья океанов, выискивать неизвестные приморские города, мысы, острова, устья рек…

Поэтому в его произведениях часто упоминается Крым, который занимал особое место в жизни писателя:

"Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, "источником вдохновения" для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов" (К. Паустовский "Воспоминание о Крыме").

Отдыхая в 1934 году в Коктебеле, где Паустовский узнал о том, что последние дни своей жизни писатель Александр Грин прожил в Старом Крыму, он решил найти его дом и посетить могилу, чтобы отдать долг памяти любимому писателю и кумиру своей юности.

В 1949 году в жизни Константина Паустовского произошли большие перемены, он едет в Крым с любимой женщиной, с третьей супругой Татьяной Алексеевной Арбузовой. Обязательным посещением был и Старый Крым. Паустовский хотел показать Татьяне, все любимые им места, в том числе и Старый Крым Грина.

"Прямо в Старый Крым. Всё то же ощущение сказки. С Таней к дому Грина… Грин благословил бы нашу любовь" (Из дневника, 1949 г.).

Они останавливаются в доме по улице К. Либкнехта, 31, где 22 августа 2005 года был открыт Дом-музей К. Г. Паустовского. В экспозиции музея сохранен интерьер тех лет. Открытие музея было приурочено к 125-летию со дня рождения Александра Грина (23 августа), благодаря которому Паустовский возвращался в Старый Крым вновь и вновь.

Экспозиционная идея музея сосредоточена на теме "Константин Паустовский и юго-восточный Крым" под девизом писателя "Жить нужно странствуя". Экспозиция музея занимает четыре зала и веранду, в музее экспонируются старинные карты, морские лоции, корабельные линзы, винты, якоря, бутылки, поднятые со дня моря, как символ морских путешествий. Также экспонируются живописные работы художников юго-восточного Крыма: А. Браславского, Е. Нагаевской, Н. Шорина, В. Солощенко, В. Киркевича, И. Николиной, Б. Николина и др.

В 2013 году у музея появились новые друзья. Семейная пара, пришедшая в музей и прослушавшая экскурсию, в завершении скромно представилась родственниками Веры Романовны Олейниковой (Рутковской), хозяйки дома, у которой останавливался Константин Паустовский - Вадим Рутковский, внучатый племянник Веры Романовны Олейниковой (Рутковской), москвич, фотокорреспондент журнала "Лампада" с супругой Татьяной.

После посещения нашего музея Вадим Рутковский стал увлекаться чтением произведений Паустовского, регулярно посещает Крым, в том числе и Старый Крым, называет себя "крымоходом", пишет статьи, в том числе посвящённые Паустовскому, и размещает их в журнале "Лампада" (журналы хранятся в научно-вспомогательном фонде музея под номерами НВ 218 и НВ 296).

В 2017 году в мае месяце музей посетил Папий Алексей Викторович, спелеолог из Ялты и сделал для музея огромный подарок. 11 июня 2006 года Алексей Папий вместе с женой Натальей Воронцовой, поехали на плато Ай-Петри, на грибную охоту. Охота не удалась, грибов не нашлось, но поездка была не напрасной. В ста метрах от дороги, на дне вытянутой воронки, среди зеленой травы овалом метр на полтора выделялось особое место, в котором, после осмотра спелеологи обнаружили короткий наклонный ход. Естественно, профессиональный интерес победил: мысль "а что дальше?" не давала покоя.

В июле месяце того же года Алексей, вместе со своими друзьями-спелеологами приехали на это место для серьезной работы: прохождения в ущелье и изучения его. А уже в октябре 2006 года состоялся обстоятельный штурм шахты. Шахта становилась все интереснее и у Алексея Папия возникла идея - увековечить шахту именем Константина Георгиевича Паустовского, который подолгу бывал в Крыму, очень любил природу, о которой так много написал. Шахта зарегистрирована под именем К. Г. Паустовского.

"Шахта им. К. Г. Паустовского, кадастровый номер А-247-1. Протяженность 310 м, проектная длина 56 м, глубина 107 м, площадь 300 кв. м, объем 2900 куб. м. Положение: Крым, плато Ай-Петри, Восточно-айпетринский спелеорайон". Копии документов хранятся в научно-вспомогательном фонде музея под номером НВ 297.

На сегодняшний день музею предъявляются высокие требования в плане работы по программе "Музейная педагогика". Сотрудниками музея ведется тесная работа со школами, дети приглашаются в музей на открытие выставок, для участия в мероприятиях, где они могут глубже познакомиться с творчеством русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Юрий Бондарев, ученик Константина Паустовского, предостерегал:

"Культуру Запада сплошь загромоздили грозные символы века: преступность, мафия, рак, наркотики, террор. Все эти "прелести" больной цивилизации постепенно импортировались к нам и "философски" встреченные плюралистами, либералами, они закрепились у нас в 80-х и 90-х годах. И произошло апокалипсическое нарастание всеобщего разврата мысли, повальное поглупение, усадочная деградация общества... Втаптывают в грязь человеческую душу, стыд, совесть, нашу великую культуру".

Чтобы в дальнейшем этого не было, надо прививать детям любовь к природе, любовь к прекрасному: картинам, книгам, истории. Развивать у детей понимание духовных ценностей и бережного отношения к историко-культурному наследию. Заинтересовать детей в современном мире можно развитием в музеях интерактивных и игровых методик. Важна работа на практике, а это - проведение различных мастер-классов, квестов. Работа с детьми – одно из приоритетных направлений работы Дома-музея К. Г. Паустовского.

В одном из своих ранних произведений Константин Георгиевич Паустовский красиво и эмоционально сформулировал идейную основу своего юношеского мировоззрения:

"Странствия – лучшее занятие в мире. Когда бродишь – растёшь, растёшь стремительно, и все, что видел, откладывается даже на внешность. Людей, которые много ездили, я узнаю сразу из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недосказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю".

Эти слова писателя – основной лейтмотив всей сегодняшней работы музея, направленной на современную юношескую аудиторию.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт