В Доме Поэта 6 октября открылась выставка «…Воскреснуть во всей своей нетленной красоте» в рамках проекта «Отечественная театральная пушкиниана: к 200-летию пребывания А.С. Пушкина в Крыму».
Как всякого русского, Пушкин сопровождал Волошина всю жизнь. Еще не умея читать, малышом, он уже знал наизусть «Полтавский бой», - который, при всяком удобном случае, декламировал. И вот, зная с детства «половину Пушкина» наизусть, Волошин всю жизнь снова и снова обращался к нему.
На выставке экспонируются произведения самого Пушкина, например, редкое посмертное лейпцигское издание Вольфганга Гергарда, оно увидело свет в 1882 году; в нем звездочкой помечены запрещенные в России, спустя полвека после смерти поэта, стихи. Внимание посетителей привлекает легендарная серия «Библиотека великих писателей», которая включает собрания сочинений 5-ти великих европейских писателей и издавалась акционерным обществом Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон в начале XX века под редакцией С.А. Венгерова. Самое полное энциклопедическое собрание сочинений великого поэта вышло в шести томах. «Издание в такой же степени стремится быть собранием сочинений Пушкина, как и исследованием его жизни и творчества». Факсимильное издание рукописей А.С. Пушкина, осуществленное Князем Олегом Константиновичем Романовым в 1911 году к 100-летнему юбилею Александровского Лицея и, подаренное М.А. Волошину в 1931 году журналистом К.М. Добраницким в день именин поэта 17 августа.
Понятен интерес Волошина к литературе о Пушкине. В сентябре 1917 года он заказывает книгу П. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» и издание «Пушкин и его современники». Интересной считал поэт статью В. Ходасевича о петербургских повестях Пушкина «Уединенный домик на Васильевском». В его библиотеке сохранились «Дневники» А.Н. Вульф (М., 1929), «Записки» А.О. Смирновой (М., 1929), «Этюды о Пушкине» Л. П. Гроссмана (М.-Пг., 1923), книга М.Л. Гофмана «Пушкин» (Пг., 1922), «Комментарий к «Евгению Онегину» Н.Л. Бродского (М., 1932), сборник «Пушкин в Москве» (М., 1930), статьи В.Л. Комаровича «Достоевский и «Египетские ночи» Пушкина» (Пг., 1916), М.О. Гершензона «Тень Пушкина» (М., 1923), «Пушкин в жизни» В. Вересаева (М., 1926), М.Н. Розанова «Пушкин и Данте» (Л., 1928) и другие.
Отталкиваясь от полученных из этих книг сведений, Волошин по-своему осмысливал факты биографии Пушкина. Предметом специальных изысканий Волошина был пушкинский переезд из Феодосии в Гурзуф - мимо берегов Коктебеля. 15 декабря 1919 года поэт писал Л.П. Гроссману: «Очень мечтаю теперь повидаться с Вами на этих берегах, в виду которых несомненно было написано «Погасло дневное светило». На выставке демонстрируется альбом со стихами и записями, предположительно принадлежавший деду Волошина – Оттобальду Глазеру, в котором размещено это стихотворение.
Выразительным акцентом выставки является гипсовая копия посмертной маски Пушкина. Эту реликвию, как и посмертные слепки Петра I и Ф.М. Достоевского, прислала художница Ю.Л. Оболенская. Сравнивая их, Волошин признавался ей: «Для меня самое близкое - нестрашное лицо Достоевского, а самое жуткое - Пушкина. <…> Маска Пушкина самая элегантная, выточенная, но в ней под успокоением - бесконечное неутоленное страдание».
Снова и снова радуясь подарку, поэт итожит: «Петр, Достоевский, Пушкин - ведь это вся Россия. Их надо иметь перед собой».
Волошин вообще переживал гибель Пушкина крайне глубоко, как незаживающую рану. В своих стихах Волошин дважды обращался к смерти Пушкина, которая становилась для него символом трагической судьбы русского поэта вообще. Авторы выставки поместили в экспозицию один из первых вариантов стихотворения Волошина «На дне преисподней» под названием «1921».
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского - на эшафот...
Кроме этого на выставке экспонируются и другие волошинские автографы из фондовой коллекции музея, отвечающие тематической направленности. Это, прежде всего, стихотворение Волошина «Письмо», написанное Онегинской строфой.
Выставку украшают копии работ художников конца XIX - начала XX века, любезно предоставленные Дому Поэта Всероссийским музеем А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). Их произведения являются отражением отечественной театральной пушкинианы, запечатленной во всем своем богатстве и многообразии.