IMG 0425Исследователи почтовых письменных отправлений считали, что открытка пришла к нам из Древнего Египта. Две с лишним тысячи лет назад до нашей эры древние египтяне сражались с семистскими племенами. Древнеегипетские писцы составили донесение фараону о победе в этом сражении на листе папируса, украсив его рисунками на сюжет происшедшей битвы. Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она была посвящена празднику св.Валентина. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому . Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. Вскоре открытки появились и в других странах. Обыкновенные иллюстрированные открытки официально введены почтовым ведомством России в 1872 году. Называли их тогда «открытыми письмами». В начале XIX веке в Англии стали использоваться поздравительные карточки, посвящённые Пасхе, рождеству, дню св.Патрика. Не все они пересылались по почте, но всё-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». В 1975 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через 5 лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой. Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением. Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавало открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.  Более того, следует отметить, что "предпочтовые" годы в истории открытки в немалой степени предопределили "официальное" ее рождение в 1878 году. В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шелка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шелка. Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки, известные в Европе еще до учреждения открыток как почтовых отправлений, вошли в моду в России уже в открыточную эру. Часто предназначение таких карточек отличалось от привычного западного. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику. Вопрос о том, в какой стране обычно изготовлялись, например, карточки с шелком, или, хотя бы, где они впервые были выпущены и откуда пошла мода на них - остается открытым. В России принято считать, что они изготовлялись в Европе, возможно, в Германии. В Европе же считают, что мода на них пришла, чуть ли не из Японии или Китая, при этом упоминая, что все то, что доподлинно неизвестно, обычно относят к этим странам Азии. Подобные карточки, особенно непочтовые, обычно не имеют знаков издателей. Возможно, что очень высокое качество их изготовления служило визитной карточкой издателя и не требовало дополнительных знаков. Недаром же, что некоторые забытые технологии, такие как высечка, и по сей день относят к секретам гильдии, подразумевая, что не всем дано постичь тайну их высокого качестволго хранил такие карточки - можно ли было выбросить такую красоту?

Для музейного собрания дореволюционные ототкрытки представляют наибольший интерес, так как они являются по своей сути редкими. Это связано со способами их изготовления (графические оттиски, фототипия идр.), которые давали меленькими тиражами, и с повсеместной утилитарностью. На открытках печатались достопримечательности того или иного края, которые каждый посетитель города должен был обязательно посмотреть. И этот аспект говорит о культурно-историческом интересе к изображению видов городов на почтовой открытке.

Открытки репродукции могут быть носителями не сохранившихся произведений искусства. Таким образом , они являются единственным источником , благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник архитектуры, культуры. Открытки являются уникальным источником информации, и по-прежнему являются и остаются культурно-историческим памятником определённой эпохи.

Какое же определение «открытки» принято считать термином «открытка»? Открытка по своей сути это бланк, на лицевой стороне которого может быть изображение, а на оборотной стороне необходимо писать адрес получателя, отправителя или для размещения какой-либо информации относится открытка. В фондах музея Марины и Анастасии Цветаевых находится открытка «Петроградъ-Главный почтамтъ.» - относится к видовому признаку. Фотопеч.А.И. Центеръ. Петроградъ, Литейный 64 Репродукцiя воспрещается 1915г. Номер серийного выпуска отсутствует; тираж не указан.

Петроградъ-Главный почтамтъ

Место издания — Петроград . Налицо связь изображённого города с исторической личностью того периода времени,( указанного на открытке1915г.) с Осипом Мандельштамом, воспевавшего в своих стихах-письмах к Марине Цветаевой свой любимый город Петроград. В данной открытке к автору можно отнести Фотопеч.А.И. Центеръ , так как авторство отсутствует на оборотной стороне открытки.

Размеры открытки измерены по лицевой стороне, по расположению иллюстрации. По вертикали — 0,9 см, по горизонтали 14 см.

Открытка изготовлена из бумаги, основной материал нанесения изображения и заголовка - печатные краски(серый, чёрный цвета). Изображение вида Главного почтамта - горизонтальное. Название -горизонтальное. Оборотная сторона — разделена вертикальной линией на 2 части: правую и левую. Правая часть составляет большую половину, разлинована горизонтальными линиями(4 ед.), в правом углу на месте предполагаемой почтовой марки цифра «8 « и буква «К» (8 к). В левой части напечатано в горизонтальном виде к вертикальной разделительной линии и чистая левая часть открытки.

Открытка имеет сильно пожелтевший вид бумаги с оборотной стороны, хорошо сохранившийся текст, лицевая сторона открытки имеет колотые сквозные отверствия ( как будто открытка прикреплялась кнопками, следы неопознанных пятен). Сохранность - удовлетворительная.

Данная открытка ценна в первую очередь как исторический источник. Связана с историческими личностями, и поэтому может использоваться в экспозиции музея( выставки, мероприятия , лекции.

Важнейшее значение имеют свойства, заключённые в открытке, которая является не только архитектурным, но и письменным источником. Она имеет фактический материал (Петроградъ-Главный почтамтъ).

Путешествие во времени с открыткой знакомит гостей музея Марины и Анастасии Цветаевых с достопримечательностями Феодосии, Гурзуфа, Санкт-Петербурга, времени Айвазовского, Богаевского, сестёр Цветаевых, Мандельштама. В качестве предметов использованы открытки из уникальной коллекции автора Микитюк В.И., переданной в дар музею Марины и Анастасии Цветаевых. Коллекция позволяет не только ярко раскрыть исторические особенности Феодосии, но и даёт представление о старой открытке, истории её возникновения. Марина и Анастасия Цветаевы любили Феодосию, гуляли по старинным улочкам города, который ещё сто лет тому назад сохранял облик небольшого итальянского местечка со средневковыми башнями генуэзской крепости, старинными зданиями и булыжной мостовой. Почтовые карточки позволяют нам окунуться в историческое прошлое земли, воспетой Максимилианом Волошиным, и ощутить себя в потоке прошлого.

Использованная литература:

1. Самбур М.В. Датировка почтовой открытки. К вопросу об описании открытки , как музейного предмета.

2. Самбур М.И. Открытка как музейный предмет : свойства и проблемы изучения.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт