Предметы из фондовой коллекции ДМВ

«В архитектуре, в украшениях домов, в рисунках тканей
и вышивках полотенец догорает вечерняя
позолота византийских мозаик, и облетают осенние
вязы италийского орнамента».

М.А Волошин

А.М.Петрова в крымскотатарском нарядеКрым – уникальный культурно – исторический регион. Три самые известные цивилизации оставили свой след в истории Крыма – античная, византийская и мусульманская. Важную роль в этнокультурной истории Крыма играло географическое положение полуострова на перекрестке торговых путей Евразии. Благодаря Великому Шёлковому Пути Крым никогда не оставался на периферии культурной и экономической жизни мировой цивилизации. Наивысшего расцвета культура крымских татар достигла в период Крымского Ханства. Искусство орнамента достигает вершин своего развития, как в монументальной архитектуре, так и в индивидуальном творчестве мастеров кустарей. Середина 20-х и начало 30-х годов ХХ века обозначились временным возрождением видов народных промыслов. В Крыму создавались многочисленные артели вышивальщиц, ткачей, гончаров, в Бахчисарае начал деятельность Кустарно – промышленный техникум народов Востока. В те годы работали такие известные народные мастера, как вышивальщицы Эсма Мансурская, Адавие Эфендиева, Мумине Сеит-Халиль, Айше Мамбетова. В это время выходят первые научные исследования, посвященные народному искусству таких авторов, как Евгения Спасская, Полина Чепурина, Усеин Боданинский, Михаил Гинзбург.

Предметы из фондовой коллекции ДМВ

Полотенца, салфетки, предметы быта и обихода из фондовой коллекции ДМВВышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

В 1925 году Максимилиан Волошин писал: «Татарское искусство: архитектура, ковры, майолик, чекан металлов – все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает...» (М.А. Волошин: Коктебельские берега. – Симферополь: Таврия, 1990). Чтобы умение это не иссякло полностью, власть начинает действовать. Из чисто домашнего ремесла вышивка превращается в отрасль промышленной кооперации. Около 350 вышивальщиц в селах и городах Крыма были объединены в артели, которые должны были поставлять продукцию на экспорт. Мастером среди орнаменталистов и вышивальщиц считалась Айше Мамбетова из деревни Отузы, которая рисовала узоры для вышивки и обучала искусству шитья. Это была настоящая художница - профессионалка, обладавшая удивительно твердой рукой, точным глазом, высоко развитым колористическим чутьем и знанием техники шитья.

М.А. Волошин.  «Татары»

В старину шелковые нити окрашивались растительными ингредиентами, поэтому даже спустя века они сохраняют свой цвет, не «плывут» при стирке, не выгорают на солнце. Растительные красители давали нежные цвета – розовый, бирюзовый, горчичный, терракотовый. Вышивка смотрелась всегда изящно.

Искусство крымскотатарской вышивки насчитывает 10 видов узорного шитья, из которых шесть являются основными, и четыре  дополнительными. Вышивка «татар ишлеме» не имеет аналогов в мире. Что поражает зрение и воображение сходу – эта вышивка двусторонняя, рисунок идентичен и с лицевой стороны, и с изнанки. Где узелки, где торчащие с изнанки нитки – нет их. Идеально, как ни крути. Работа такая тонкая, что понять, где начинается узор, а где завершается невооруженным взглядом невозможно.  

Произведение современных мастеров  А. Татаровой и С. Халиловой

Во многих музеях хранятся многочисленные произведения искусства крымскотатарских мастериц:  две тысячи экспонатов в Этнографическом музее Петербурга, двести рисунков в московском музее Восточного искусства… Представлено мастерство вышивальщиц и в музеях Бахчисарая, Ялты, Симферополя.

А. Татарова. Салфетка. Вышивка «татар ишлеме»

Исторический музей обладает ценнейшей коллекцией рисунков с узорами крымскотатарской вышивки, которые представляют огромный интерес для изучения культурного наследия народов Крыма, их вышивальных традиций. Они также являются свидетелями жизни и творческого пути женщин, чьи имена были преданы забвению, исключены из круга исследователей на долгие годы, но чей огромный вклад в развитие изучения народного искусства крымских татар еще недостаточно оценен и изучен – Александры Михайловны Петровой (1871 – 1921) и Евгении Юрьевны Спасской (1892 – 1982).

Друг М. А. Волошина, жительница Феодосии,  Александра Михайловна Петрова коллекционировала образцы крымскотатарских вышивок. Александра Михайловна родилась в 1871 г. в Феодосии в семье полковника пограничной стражи, талантливого человека, бывшим «и художником, и драматическим артистом, и музыкантом»  - вспоминал М.А. Волошин. Мать и бабушка принадлежали к старой феодосийской семье Дуранте. Ко времени знакомства с М.А. Волошиным Александра Михайловна работала учительницей в женском училище, но вскоре оставила это место. Некоторое время служила в библиотеке. Одаренная многими талантами, Александра Михайловна не могла не сойтись с М.А. Волошиным, который снимал комнату у Петровых, учась в Феодосийской гимназии.  Наружность барышни «с очень серьезным, озабоченным и суровым лицом, – как писал М.А. Волошин, – … располагала и обещала серьезные и интересные беседы». Так и случилось. «Потом она оказалась моим очень верным спутником во всевозможных путях и перепутьях моих духовных исканий»,  она же посвятила поэта в «трагический смысл Киммерийского пейзажа». Общение с Александрой Михайловной было «истинным прологом к моему постепенному развитию в искусстве». Помимо живописи, к которой были неравнодушны практически все жители Феодосии, а также музыки, литературы, А.М. Петрова увлекалась и декоративно-прикладным искусством. Она  вышивала – делала копии татарских вышивок, расписывала ткани,  и даже собиралась заняться росписью керамики в мастерской М.П. Латри, художника, внука И.К. Айвазовского.

Произведение современных мастеров А. Татаровой, З. Исмаиловой, Д. Курбановой, З. Мустафаевой

С 1904 г. Александра Михайловна начала собирать образцы крымскотатарских вышивок, переводя узоры с ткани на бумагу. И делала это в районе Старого Крыма: в селении Эссен-Эли, где было имение ее тёти О.А. Дуранте, в соседних селениях, и конечно, зарисовывала узоры с предметов, находившихся у своих знакомых – Айвазовских, Богаевских, Лампси и других. На зарисовках обозначала цвета, технику вышивки, имя владельца предмета, замечания о возрасте вышивки.

Фрагмент выставкиПраздничный женский крымскотатарский костюмПраздничный женский крымскотатарский костюм

«Это – целая область в декоративном искусстве. Также необходимо, чтобы сами татары сознали их <вышивок> ценность; ведь, они выбрасывают свои старинные вышивки, как хлам и за бесценок перекупщики продают их барыням. У меня теперь есть несколько знакомых среди молодых татарок и я неустанно убеждаю их обратить внимание их женщин на варварское обращение с предметами искусства. Хочу непременно также привлечь их, т.е. женщин, к работе на сбыт, причем буду следить, чтобы они не употребляли те тона, что теперь у них преобладают. Вкус их сильно понижен, а работа, исполнение, по-прежнему изумительна»,  – делилась Александра Михайловна с М.А. Волошиным.  Она мечтала опубликовать рисунки в виде альбома. И перед Волошиным ставила более сложную, нежели перед собой,  задачу – привести в порядок собранный ею материал и написать статью. Себя же сначала видела только собирателем. Разные обстоятельства препятствовали этому намерению.

К 1920-м гг. собрание Александры Михайловны насчитывало около 1400 узоров вышивки. Неизвестно, что бы сталось с рисунками дальше, если бы в 1920 г. судьба не свела А.М. Петрову с этнографом, искусствоведом, Евгенией Юрьевной Спасской, которая была моложе ее на 21 год. Петрова, заинтересовала ее своими рисунками, открыла красоту вышивок крымских татар. Спасская включилась в работу, целью которой было продолжение и развитие их культурных традиций.

«Фес» - головной уборЕще до первой мировой войны феодосийскими художниками, учителями, в том числе Петровой, Волошиным, Богаевским, была намечена программа возрождения и развития искусства крымских татар. Программа  включала организацию школ рисования, мастерских для вышивания, ткачества, набоечных, керамических и специальной выставки татарского искусства. Начавшаяся война сорвала планы. Теперь инициативная группа, дополненная Е.Ю. Спасской, уже имевшей опыт организации подобных школ и мастерских, вновь приступила к осуществлению своих намерений. Особое значение придавалось созданию специальных художественных школ. Большая роль в осуществлении программы отводилась рисункам с орнаментов. Они должны были стать главным пособием в обучении. «Орнамент татарский можно, как и всякий иной развивать до бесконечности, ища и находя для него новые и новые применения»,  – отмечала А.М. Петрова. Подготовка издания рисунков требовало их доработки, раскрашивания. Этим начали заниматься А.М. Петрова и Е.Ю. Спасская. Черновые рисунки переводились карандашом на новые листы. Однако отсутствие красок, кистей, а часто просто сил замедляли или вовсе останавливали работу. Евгения Юрьевна, отзывчивый, мягкий человек с большим сердцем, «духовная наследница», как назвала ее А.М. Петрова, посильно помогала ей и в быту.

В мае 1921 г. Е.Ю. Спасская, узнав о болезни отца, выехала из Крыма. К этому времени состояние здоровья Петровой вследствие перенесенных болезней, постоянного голода, холода, переживаний значительно ухудшилось. Она уже часто не поднималась с постели, чувствовала свой скорый уход. От безденежья Александра Михайловна бралась за всякую, подчас уже непосильную, работу – рисовала плакаты для Татарского театра, делала отрывные календари. Приходилось продавать вещи. 11 декабря А.М. Петровой не стало. Александре Михайловне Петровой было отведено всего 50 лет жизни, наполненных больше горестями и печалями, нежели радостями. Никто из провожавших Александру Михайловну в последний путь на Феодосийское кладбище, к сожалению, не упоминал, в какой могиле похоронили Александру Михайловну. И по сей день  место ее захоронения, равно как и многих других ушедших в те страшные годы, неизвестно. Свою коллекцию она завещала Е.Ю. Спасской, которой она и была передана в 1924 году через художника К.Ф. Богаевского и М.А. Волошина.

Арзы Акмуллаева. «Елек» - курточка женская Е. Спасская провела огромную работу по систематизации полученных образцов, по описанию особенностей материала и техники вышивки. Полтора года Евгения Юрьевна работала над рисунками, систематизировала, расшифровывала записи. Крайне ответственно она отнеслась к публикации своей работы по орнаменту. Итогом этого стала статья "Татарские вышивки старо-крымского района по материалам А. М. Петровой", которая была опубликована в первом сборнике "Востоковедение. Известия восточного факультета Азербайджанского государственного университета" (Баку, 1926). Неоценимую помощь в перерисовке и раскраске орнаментов с узоров А.М. Петровой ей оказала киевская подруга, с которой они в одно время жили в Феодосии, Алиса Антоновна де Ленс (в замужестве Сакс, впоследствии художница, скульптор, член Союза художников СССР, годы жизни 1896 – 1981). Рисунки, выполненные ими, А.А. Сакс в 1958 году передала в Исторический музей. Мечта Е.Ю. Спасской, бывшей хранительницей рисунков более 30 лет, сдать их в музей, «в верные руки», как она сама писала, осуществилась.

В настоящее время в российских музеях хранятся рисунки и других исследователей культуры крымских народов: в Государственном музее Востока  – рисунки П.Я. Чепуриной и К.Я. Рыбальской; в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике – рисунки В.В. Контрольской. Однако коллекция А.М. Петровой остается не только самой большой по количеству зарисованных вышивок, но самой значительной по богатству и разнообразию представленных орнаментов.

До депортации почти каждая крымскотатарская женщина владела вышивкой и изготовляла вышитые и тканые изделия, вещи необходимые для семьи, быта, оформления комнат в доме, и в качестве подарков для проведения различных праздников и семейных мероприятий. Таинство вышивки передавалось в семье из поколения в поколение. Исторические события сложились так, что более полувека этот вид искусства не развивался и был под угрозой исчезновения. В 90-е годы прошлого столетия после возвращения крымских татар на историческую Родину традиционный вид искусства был передан по традиции от известной вышивальщицы Зулейхи Бекировой. Одну из самых талантливых и перспективных Зулейху Бекирову в 1937 году отправляют в Москву на учебу. Депортация не коснулась ее, был в этом какой-то божий промысел, не иначе. Много лет проработав в художественных вузах над изучением гобеленов, проводя экспедиции по всей Средней Азии, вначале 90-х прошлого столетия Зулейха Бекирова приехала в Крым и показала некоторые техники швов тем, кто мечтал о восстановлении национальной вышивки. Вначале 30-х годов прошлого столетия исследовательница крымскотатарской вышивки П.Я. Чепурина документирует основные техники крымскотатарской вышивки и делает схемы 47 видов швов «татар ишлеме». Благодаря этой работе многое и удалось восстановить.

Виды декоративно-прикладного искусства обрели новую жизнь с возращением крымских татар на Родину.  Благо, что  сегодня многие мастера-хранители народного изобразительного искусства обучают молодежь традиционному крымскотатарскому шитью.

Список использованной литературы:

  1. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 9. Письма 1903 – 1912. – М., Эллис Лак, 2010
  2. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.12. Письма 1918 – 1924. – М., Эллис Лак, 2013.
  3. Давыдов З., Купченко В. Крым Максимилиана Волошина. – Киев: Мистецтво, 1994.
  4. Волошин М. Все даты бытия. О себе и о других. – М., 2004.
  5. Волошин М.  Статья «Киммерийская Сивилла»
  6. Волошин М. Мемуарный очерк «Последняя встреча с Гумилевым. Смерть А.М. Петровой»
  7. Крымскотатарская вышивка. Интернет ресурсы.
  8. Историческая культура и вышивка крымских татар в конце XIX в начале  XX веков. Интернет ресурсы.
  9. Национальная крымская золотая вышивка: основные техники. Интернет ресурсы.
  10. О технике крымскотатарской вышивки – татар – ишлеме… Интернет ресурсы.
  11. Ковенева Г.Н. Коллекция рисунков образцов крымскотатарской вышивки А.М. Петровой. Интернет ресурсы.
  12. Традиционная культура крымских татар. Серия «ЭТНО-КРЫМ». Вып.1. – Симферополь: Медиацентр им. И. Гаспринского, 2018.
  13. М. Волошин. Коктебельские берега. – Симферополь: Таврия, 1990.

  

 

 

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт