В 2024 годуисполняется 145 лет со дня рожденияЕ. К. Костенко,145 лет со дня рождения А. В. Манганари, 140 лет со дня рождения Н. И. Хрустачёва, 65 лет со дня смерти Н. И. Пискарёва, Эти художники оказались в период социальных потрясений начала XX века – революции и Гражданской войны в Крыму: в Ялте, Алуште, Симферополе и Феодосии. Многим из них М. А. Волошин помогал выжить, найти работу и оформить материальную помощь.  Все они оставались последователями реализма, не примкнув к модным авангардным течениям, но переосмысливая значение цвета и формы под влиянием нового искусства. Основными жанрами в этот период становится для них одухотворенный пейзаж и портрет.

Константин Евтихиевич Костенко(1879-1956) – художник-график лениградской школы.Родился в Харькове в семье врача. После окончания физико-математического факультета Московского университета, учился в художественной школе Ф. И. Рерберга в Москве, технику офорта изучал в студии Е. С. Кругликовой в Париже, технику цветной гравюры на линолеуме — у В. Д. Фалиева. «Его творчество [Костенко] ближе всего может быть к последнему [Фалиеву], продолжателем традиций импрессионистической живописно-лирической манеры которого он является».[1]

1

Костенко К.Е.Портрет М.А.Волошина. 1924. Бумага, гравюра

Работы К. Е. Костенко, представленные на выставке, выполнены в технике линогравюры.  Гравюра на линолеуме возникла в начала XX века как разновидность гравюры на дереве. В связи со спецификой самого материала она обособилась в самостоятельную область гравировального искусства. Мягкость и пластичность линий и плоскостей, простота обработки печатной формы позволяли решать в этой технике сложные живописные задачи.

В 1920 г. Костенко переехал из Харькова в Алушту, где возглавил секцию охраны памятников старины Алуштинского района. В 1922 г. он с семьей жил в Симферополе, где работал гравером в газете «Красный Крым», преподавал рисунок в татарской женской профессиональной школе, был экспертом по художественным редкостям. Осенью 1922 года Костенко переехал с семьей в Ленинград и стал сотрудником Государственного Русского музея (1923—1955). Там Костенко встретил М. А. Волошина в 1924 году, во время приезда поэта в Ленинград.

2

Костенко К.Е.М.А.Волошин за рабочим столом.Рисунок 1924 ; гравюра 1933. Бумага, литография

В один из сеансов, когда Волошин позировал Б. М. Кустодиеву для знаменитого портрета (собрание Государственного литературного музея в Москве), Костенко также сделал рисунок[2] (собрание Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), по которому была выполнена линогравюра — оплечный портрет М. А. Волошина(1924). Фигура показана в трехчетвертном развороте влево. Волошин одет в костюм: пиджак, жилет и галстук. Жена поэта, Мария Степановна, вспоминала: «В городах и при публичный выступлениях он [Волошин] одевался в костюм общепринятого покроя, но сшитый у хороший портных – элегантно, во вкусом… А коктебельский обыденный костюм»: длинная, почти до колен, свободная рубашка, короткие широкие штаны, застёгивающиеся до колен.[3] В такой одежде Волошин изображен на литографии 1933 года (гравюра на камне), сделанной по рисунку 1924 года. «М.А. Волошин за рабочим столом»пишет на настольном мольберте одну из своих акварелей. Рисунок сделан в первый приезд Костенко в Коктебель летом 1924 года, где он получил прозвище «Костич».

В белом хитоне Волошин представлен и на другом портрете – гравюре 1925 года «М. Волошин на фоне Кара-Дага». Фигура показана в профиль,  очертание лица поэта повторяются в силуэте обрывов скал. «Здесь он [Волошин] казался владыкой Коктебеля, не только хозяином своего дома, но державным владетелем всей этой страны, и даже больше, чем владетелем: её творцом, Демиургом». (Воспоминания Э. Голлербаха).[4] Оттиск был сделан и подарен к 30-летию творческой деятельности Волошина. К празднику Костенко отправляет гравюру с надписью: «поздравляю, целую дружески. Ваш Костич».[5]

3

Костенко К.Е.Портрет М.А.Волошина на фоне Кара-Дага. 1925.Бумага, гравюра

Под впечатлением коктебельских пейзажей Костенко создает несколько гравюр с видом на Кара-Дага и дом Поэта («Дом М.А. Волошина»,1925). Он также посвятил много работ теме планерных состязаний: «Х планерный слёт»(1935), «Планер у берегов Коктебеля» (1935).Его сын от первого брака Игорь стал авиаконструктором.

В следующий приезд Макса в Ленинград в 1927 году Костенко подарил ему свою линогравюру «Александровский дворец в Царском селе» (1927).

В 1932 году 1 августа, за несколько дней до смерти М. А. Волошина, Костенко подписывает Максу и Марусе свою гравюру «Концерт Филармонии в Ленинграде в 1930 году».

Александр Викторович Манганари(1879-1934) – потомок греческого эмигранта П.М. Манганари, основателя известной военно-морской династии.

Манганари окончил Академию Художеств в Петербурге, продолжил образование в Мюнхенне, где прожил два года. Раннюю известность и популярность в художественных кругах, ему принесли офорты (гравюры на металле) с пейзажами древнего Новгорода.

4

Манганари А.В.Лес. Исар. 1929.Бумага, тушь

В 1911 году Манганари принял участие в XVIII выставке Московского Товарищества художников. В рецензии Максимилиан Волошин дал резкую оценку творчества художника: «Целая комната – около 100 офортов – отведена Манганари. Это самое слабое место в «Товариществе». Манганари очевидно любит и знает офортную «кухню». Но пользоваться своими знаниями не умеет. Рисовальщик он не сильный. Доски его, судя по выставленным образцам, проработаны хорошо, но он более ищет трудного, чем интересного».[6]  Однако многие критики и художники считали Александра талантливым гравером и художником.В 1918 году он одержал победу в конкурсе эскизов денежных знаков, создав эмблему серпа и молота – символическое изображение союза рабочих и крестьян.

5

Манганари А.В.Исар под Ялтой. 1924 Бумага, акварель 

Как известно из воспоминаний родственников и знакомых, Александр был «странным человеком, с длинными волосами и бородой. Он хромал и ходил с палкой. В какой-то мере он напоминал Карла Маркса».[7] Семьи у него не было. Занимаясь художественным творчеством, Александр Манганари находил время для изучения истории своего рода.

Манганари называл К.Ф. Богаевского, М.А. Волошиным и себя «художниками-аборигенами Крыма».[8] С 1918 года проживал в Ялте, в первой половине 1920х годов Манганари переехал в Москву, а после ухудшения здоровья матери, они вдвоем вернулись. Под Ялтой, возле Исарского шоссе,  находилась дача родственников по матери – дом на 8 комнат.[9]

6

Манганари А.В.Исар. Портрет матери художника (?)24 XII 1924 .Бумага, акварель, тушь

В фонах музея хранятся три акварели, написанные в этом имении «Исар под Ялтой» (1924), «Исар» (1929) и женский потрет, предположительно потрет матери художника, которая также жила в имении (1924).

В феврале 1927 года, когда М.С. Волошина, уехала в Харьков на лечение, Манганари гостил в Коктебеле у М. А. Волошина. В эти дни вечерами он рисовал портрет Макса – подарок севастопольским друзьям (Никитиным, Корееву). В 1929 году Манганари сделал карандашный портрета В.Н. Никитина и подарил его М.А. Волошину с надписью: «Любимому поэту Максимилиану Волошенову от автора сего наброска…».

Николай Иванович Пискарев(1892 -1959) – родился в Орловской губернии в городе Бежице в семье мещанина, в прошлом сына крепостного.

Н. И. Пискарев закончил класс скульптуры в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве и там же поступил в графическую мастерскую. Большое влияние на его творчество оказала графика Остроумовой-Лебедевой и знакомство с английскими цветными гравюрами. Пискарев стал известен как художник-график, художник книги. Уже в период обучения он выполнял заказы по оформлению книг.

7

Пискарев Н.И.Освещённые скалы. Без датыБумага, гуашь

Из-за болезни легких с 1916 года художник вынужден был периодически уезжать из Москвы в Феодосию. В его творчестве появились новые темы – горные пейзажи. Ранее, живя в Петербурге, он работал над темой архитектурного пейзажа. В Киммерии Пискарев обращается к теме крымской природы («Обрывы», 1918; «Освещенные скалы», без даты; «Пейзаж»,без даты).

В период гражданской войны, приезжая в Феодосию, Пискарев преподавал графику в Феодосийском реальном училище. Жалованья хватало всего лишь на несколько дней, и тогда для заработка он вырезал из дерева курительные трубки, портсигары, игрушки. Весной 1920 года в отчаянии заработать Пискарев ходил по хуторам близ Феодосии наниматься в батраки, однако из-за изможденного вида больного художника ему везде отказывали. Только летом он устроился рабочим на виноградники.

После прихода к власти красных Пискарев участвовал в работе по сохранению памятников искусства и старины Феодосии и её окрестностей.

8

Богаевский К.Ф. Удостоверение Н.И. Пискареву, командированному от Феодосийских
гос. художественных мастерских. Феодосия. 7. X.[1921] Бумага, тип. печать, чернила

В 1920 году в городе были открыты Феодосийские государственные  художественные мастерские (ФГХМ), в задачи которых входило «не изучение направлений и стилей, а познание искусства как ремесла». Такой подход к творческому делу был близок Пискарёву, у которого возникла идея о подготовке квалифицированных рисовальщиков-практиков. Пискарев  руководит печатно-графической мастерской. Одна из его учениц, Е.Н. Ребикова, вспоминала: «Надо было видать с какой радостью он старался помочь тем, в ком он встречал серьезное желание учиться… Когда объяснял нам что-нибудь, он весь горел, глаза его сияли».[10]

Обдумывая композицию герба ФГХМ, Пискарев в письме к Волошину предлагает образы грифона и генуэзской башни.[11] Волошин в ответ одобряет марку школы: «Ваша мне нравится очень, и я ее считаю вполне походящей, хотя у Феодосии есть свой знак и герб, но он недекоративен и смысл его мне не ясен».[12] В конце письма Волошин делает зарисовку герба Феодосии в период генуэзцев. В письме он также размышляет над названием: «искусство киммерийцев» («Κιμμέριων τέχνη») или «киммерийское искусство» («Κιμμερικόν τέχνη»). Эмблемой школы становится фриз с грифоном, украшенный у основания меандром. Надпись названия школы на эмблеме выполнена шрифтом, приближенным к греческому начертанию букв. (Удостоверение, выданное Пискареву художественным советом мастерских в 1921 году[13]).

В 1921 году художник возвратился в Москву, где возглавил наборное отделение ВХУТЕМАСа. Он ввел термин «макет книги». Стремясь при работе к единству и гармонии всех элементов книги, Пискарев ближе всех современников подошел к решению синтеза иллюстрации и шрифта, расположения их на странице листа.

9

Пискарев Н.И. Акцидентные украшения к книге М.А.Волошина «Selvaoscura». 1923. Бумага, гравюра

Одним из лучших примеров гармонии напечатанной книги 1920-х годов должно было стать издание сборника стихов М.А. Волошина «SelvaOscura» («Темный лес»). В 1922 году Госиздат РСФР заключил с Волошиным договором на выпуск книги его лирических стихотворений 1910-1914 годов. Война и Революция помешала изданию сборника в своё время. Отдельные произведения вошли в сборник «Иверни» (1918).[14]

Для оформления сборника Пискарев вновь обращается к образам античности. На выставке представлены карандашные зарисовки и уже готовые напечатанные ксилографии (гравюры на дереве). Он изображает фигуры Афины и Марсия, кентавров, сатиров, дельфинов. Художник создал 20 виньеток и заставок с образами античной мифологии.

В письме Н.И. Пискарева К.Ф. Богаевскому, художник сообщает: «Гравюры я сделал в самое тяжелое время для меня, приходя из больницы. Я их решал как очень небольшие концовки и все-таки, вернее, точки к тексту».[15] В ответ получил письмо: «Вчера показал Максимилиану Александровичу Ваши концовки и виньетки, они ему страшно понравились, так же, как и мне».[16]

За год до начала работы над сборником стихов Волошина, в 1922 году, Пискарев принял участие в оформлении альбома линогравюр К. Ф. Богаевского, «страстного поклонника Греции и Возрождения, неутомимого певца Феодосии, когда-то греческой, а потом генуэзской колонии».[17] Для печатания надписей Пискарев выбирает классический шрифт эпохи Возрождения, идущий от древнеримских образцов. 

В 1928 художник создал гравюру для фронтисписа к каталогу выставки работ Богаевского в Казани. В 1928 году в Казани вышла небольшая книга с биографией Пискарева и рисунком Юлии Оболенской на фронтисписе.

Николай Иванович Хрустачев(1884-1960) – родился в Сергиевом Посаде в семье потомственных иконописцев из Троице-Сергиевой лавры.

Николай Хрустачев принадлежал к роду художников, скульпторов, ювелиров. Первые уроки рисунка и живописи он получил от отца. В 1904 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и до 1913 года вел живопись в Павлово-Посадском реальном училище.

В конце 1913 года Николай Хрустачев приехал в Феодосию, где освободилось место преподавателя искусств. Художник поселился на Карантине в двухэтажном доме с мастерской в настройке-башенке.[18]

24 марта 1914 года Николай Хрустачев в Феодосии писал литературоведу Шемшурину: «познакомился с олимпийцами: М. Волошиным, поэтессой Мариной Цветаевой и ее мужем, и даже сподобился быть у Богаевского».[19] После знакомства с сестрой Марины, Анастасии Цветаевой между ними возникло «глубокое платоническое увлечение, чувство».[20]Об их отношениях остались воспоминания самой Цветаевой, опубликованные впервые в 1971 году издательством «Советский писатель».

10

Хрустачев Н.Автопортрет 1919 .Бумага, карандаш графитный

Хрустачев стал героем нескольких эпизодов в книге А. Цветаевой «Дым, дым и дым» (1916 г.), где он выведен под инициалом «Л.». Цветаева так описывает художника: «Он не был красив, маленький, лёгкий, худенький, лёгкое лицо. Был старше, потому называл „дочка“. К нему у меня возникло сильное чувство, но далеко не роман, только увлечённость, – бродили, потеряв от друг друга голову, но он только целовал мои руки, – говорили, гуляли…».[21]

Увлечение Хрустачева и Цветаевой закончилось его отъездом в Симферополь в мае 1914 года (чтение лекций на учительских курсах) и знакомством с его женой.

После обустройства в Феодосии к Хрустачеву приехала жена, Александра Васильевна (урожд. Хитрово, 1886-1943, свадьба в 1907) с дочкой Мариной (1909-1975). «Жарко, весело и просто, и какое спасительное открытие, что он – в хороших руках, что я за него могу быть спокойна. В лучшие материнские руки (кроме моих) я бы не смогла его передать»[22]

Николай Хрустачев – автор живописных пейзажей и портретов. В фондах музея хранятся его крымские пейзажи разных лет: «Старая Феодосия» (без даты), Камни под Кара-Дагом» (1950), автопортрет (1919), портреты М.А. Волошина (1920); феодосийского художника К. Ф. Богаевского (1920); Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой (без даты); режиссёра и критика Николая Евреинова (1917), портрет поэта Александра Блока (без даты). Хрустачев написал и портреты Анастасии Цветаевой. Один из них хранится в фондах Литературного музея в Москве. Другой пастельный портрет находился в комнате московской коммунальной квартиры до ареста А. Цветаевой в 1937 году.

11

Хрустачев Н. Портрет Н.Евреинова. 1917.Бумага,акварель

Живя в Феодосии, Хрустачев продолжал участвовать в художественной жизни, посылал на выставки свои картины. Он принял участие в выставках в салоне «Золотого руна» в 1907 г; «Мира искусства»: в 1912 и 1916 гг. – в Москве, в 1913 – в Петербурге; в 1918 год – на выставке, устроенной Маковским в Ялте. В 1903 г. его картину «Зима» приобрёл А.П. Чехов.[23]

В Феодосии Хрустачев был избран товарищем председателя Феодосийского литературно-художественного общества (1916).[24] С 1920 года Хрустачев стал членом Феодосийского союза художников, преподавателем рисунка и живописи в Феодосийских государственных художественных мастерских (ФГХМ).

В годы революции и Гражданской войны Хрустачев, спасая семью от голода, берется за любую работу. Он входит в заседание предметной комиссии по поводу издания книги «Азия, как театр бедующих действий», где вместе с Волошиным отвечает за Культурный отдел, вместе с Богаевский, Жуковым, Святским за издание карт.[25] Вместе с Богаевским и Святским он также работает на Комкурсах.[26]

В 1921 Волошин в письме Луначарскому пишет: «Положение писателей [и художников] в Крыму отчаянное, все живут обменом вещей, заработка никакого… в Феодосии – это К. Богаевский и Н. Хрустачев».[27]

В 1923 году Хрустачев с семьей переехал в Москву, где в последний раз он встретился с Волошиным в 1927 году.

 

Список использованной литературы: 

  • Айдинян Ст. Рукописи А.И. Цветаевой из чердачной пыли / Южное сияние, № 43 28.08.2022 – [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://litbook.ru/article/17021
  • Айдинян Ст. Хронологический обзор жизни и творчества А. И. Цветаевой. - Москва, АКПРЕСС, 2010
  • Айдинян Ст. Художинк Николай Хрустачев и писательница Анастасия Цветаева. / Сайт Станислава Айдиняна. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aidinian.org.ru/anastasiya-cvetaeva/xudozhnik-nikolaj-xrustachev-i-pisatelnica-anastasiya-cvetaeva/
  1. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения и поэмы. 1899-1926– М., Эллис Лак 2000, 2003
  2. Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 7 Кн. 2. Дневники 1891-1932. Автобиографии. Анкеты. Воспоминания. – М., Эллис Лак 2000, 2008
  3. Волошина М.С. О Максе, о Коктебеле, о себе: воспоминания, письма / сост. В. Купченко. - Феодосия; Москва; Коктебель, 2003
  4. Голлербах Э. Он был более знаменит, чем известен./ Воспоминания о Волошине – М.: Советский писатель, 1990
  5. Горленко Н. Л. Николай Иванович Пискарёв. – Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1972
  6. Жарков Е. И. Страна Коктебель. Культурные очаги. Середина XIX – середина XX веков. – Киев: Болеро, 2008
  7. Кислов В. Александр Викторович Манганари (1879 – 1934?)
    Владислав Кислов. Страничка гатчинского краеведа – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://kraeved-gatchina.de/ocherki/vydayushchiesya-zhiteli/manganari-aleksandr/

  1. Костенко Константин Евтихиевич / Сайт Русского музея. – [Электронный ресурс]:

- Режим доступа: https://rusmuseum.ru/necrologue/kostenko-konstantin-evtikhievich/

  1. Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1917-1932 – Спб: Алетейя; Симферополь: Сонат, 2007
  2. Купченко В. П. Труды и дни Максимилиана Волошина. Летопись жизни и творчества. 1877-1916 – Спб: Алетейя, 2002
  3. Мастера современной гравюры. Сб. материалов. / под ред. Вяч. Полонского – Москва – Ленинград, Государственное издательство, 1929
  4. Цветаева А. И. Воспоминания. 1911-1922 гг. – Москва, 2008.

 

[1]Мастера современного гравюры и графики. Сбор. Материалов. – Москва- Ленинград: Государственное издательство, 1928. - С. 225

[2]Купченко В.П. Труды .... 1917-1932 Указ. Соч. С. 228

[3]Волошина М.С. О Максе, о Коктебеле, о себе: воспоминания, письма / сост. В. Купченко. - Феодосия; Москва; Коктебель, 2003- С. 88

[4]Голлербах Э. Он был более знаменит, чем известен./ Воспоминания о Волошине – М.: Советский писатель, 1990.

[5]Купченко В.П. Труды .... 1917-1932 Указ. Соч. С. 265

[6]Кислов В. Александр Викторович Манганари (1879 – 1934?)
Владислав Кислов. Страничка гатчинского краеведа – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kraeved-gatchina.de/ocherki/vydayushchiesya-zhiteli/manganari-aleksandr/

[7]Там же.

[8]Купченко В.П. Труды .... 1917-1932 Указ. Соч. С. 333

[9]Там же. С. 462

[10]Горленко Н.Л. Николай Иванович Пискарёв. – Москва, Издательство «Изобразительное искусство», 1972. – С. 49

[11]Купченко В.П. Труды .... 1917-1932 Указ. Соч. С. 130

[12]Волошин М.А. Письмо Пискареву Н.И. Из Коктебеля в Феодосии [1921] XI КП-18467

А-1088

[13]Богаевский К.Ф. Удостоверение Пискареву Н.И., командированному от Феодосийских гос. художественных мастерских. Феодосия. [1921] X.7 КП-18465 А-1086

[14]Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 1.  Стихотворения и поэмы. 1899-1926– М., Эллис Лак 2000, 2003- С. 477-478

[15]Горленко Н.Л. Николай Иванович Пискарёв… указ. Соч. – С. 88-89

[16]Там же. С. 89

[17]Там же. С. 84

[18]Цветаева А.И. Воспоминания. 1911-1922 гг. – Москва, 2008 - С. 289

[19]Купченко В.П. Труды .... 1877-1916 . Указ. Соч. - С. 348

[20]Станислав Айдинян, Рукописи А.И. Цветаевой из чердачной пыли Южное сияние№43 • 28.08.2022 https://litbook.ru/article/17021/

[21]Там же

[22]Цветаева А.И. Воспоминания… Указ. Соч. С. 296

[23]Станислав Айдинян, Рукописи А.И. Цветаевой из чердачной пыли Южное сияние№43 • 28.08.2022 https://litbook.ru/article/17021/

[24]Купченко В.П. Труды .... 1877-1916 . Указ. Соч. - С. 411

[25]Купченко В.П. Труды .... 1917-1932 Указ. Соч. С.. 139-140

[26]Там же. С. 147

[27]Там же. С.133

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт