Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Дом-музей А. С. Грина запускает серию видео-экскурсий, посвященных домашнему быту семьи выдающегося писателя. В экскурсиях представлены предметы экспозиции мемориального музея и архивные фотографии фонда Литературно-художественного музея.

I часть: «Фея волшебного ситечка»

Перед вами никелированный самовар начала XX века, принадлежавший писателю samovar asgrina 315 420Александру Грину, большому чайному любителю.

На самоваре вязаная салфетка, принадлежавшая Ольге Алексеевне Мироновой – теще Александра Грина, матери Нины Николаевна. Ольга Алексеевна жила вместе с супругами, помогала по хозяйству и вкусно готовила. На кружевной салфетке вышитая надпись, которую можно было бы назвать шутливым девизом гриновской семьи: «Выпей чайку – позабудешь тоску». Нина Николаевна всегда старалась сделать для мужа его любимый напиток. В самые тяжелые времена: в 1931-1932 годах Грины голодали, чай было найти сложно. Но Нина Николаевна старалась запастись им при первой возможности. Недаром муж шутливо называл Нину Николаевну феей волшебного ситечка. В старокрымской квартире на улице Октябрьской, где они жили в те годы, было тесно. Александр Степанович выстроил в саду летнюю столовую и написал на ней «Чайная Дэзи». К сожалению, дом не сохранился и эту надпись мы можем видеть только на фотографии.

Жители Старого Крыма прознав о страсти писателя к чаю подбрасывали на порог свёртки с заваркой. Их Нина Николаевна назвала чайными людьми.

И стали к нам приходить то старушки, то детишки неизвестные, – приносят чай: кто осьмушку, кто просто щепотку, завернутую в бумажку. Постучат. Откроем, сунут чай в руку и, сказав: «Для вашего больного», бегут опрометью от двери. А то на улице подойдет какая-нибудь незнакомая женщина и, смущаясь, говорит: «Вы уж не обижайтесь, у вас, слышно, больной любит чай, передайте ему на здоровье». Стук в дверь. Александр Степанович спрашивает: «Кто пришел?» – «Чайный человек, Сашенька».

Жена Александра Грина часто вспоминала о том, насколько писатель любил хороший чай: «...Или же я бужу его, принеся к постели стакан крепкого душистого чаю. Грин очень любил чай, хороший, правильно и свежезаваренный из самовара, в толстом граненом или очень тонком стакане. Чтобы чай был не только хорош, но и красив. Он был его подсобным рабочим средством...» Каждое утро Грин выпивал не менее пяти, а то и шести стаканов чая.

В 1931 году, после неудачной поездки в Москву, Александр Грин, уже тяжело больной, но еще не знавший этого, говорил жене: «Писать, как я пишу, пусть говорят «узкая», но моя дорога. Думал, когда был в Москве, попрошу командировку в Грузию на чайные плантации. Чай — моя радость, и, может быть, я из его роста, листьев извлеку сумму тех впечатлений, которые дадут мне возможность написать очерк, не покривив душой. Поехали бы мы туда вместе, побродив по Кавказу».

Источники:

  1. Воспоминания об Александре Грине. Мемуарные очерки. Дневниковые записи. Письма / Сост., подг. Текста, коммент. Н. Яловой., Л. Варламовой, С. Колотуповой. – Феодосия; М.: Издат. Дом Коктебель, 2005. – 400 с.: ил. – (Образы былого. Вып. 4);
  2. Две судьбы: Александр и Нина Грин. Юлия Первова. – Феодосия: Издат. Дом Коктебель, 2015. – 625 с.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт