1 июня 2020г. в Доме-музее М. А. Волошина традиционно открывается выставка детского рисунка «Пройдемте по миру, как дети», посвященная Дню Защиты детей. Красочные, атмосферные, реалистичные и в то же время фантастичные по своему сюжету работы учеников Коктебельской школы искусств заполнили стены южной террасы Дома Поэта. Хотелось бы выразить искреннюю благодарность педагогу Иванюк Светлане Ивановне за умение вдохновить, раскрыть талант юных художников, привить своим ученикам любовь к творчеству.
Каждый из детских рисунков уникален. Перед нами открывается мир неуемной детской фантазии и наблюдательности за природой. Разнообразны варианты техники представленных работ: акварель, масло, гуашь, рисунок тушью, смешанная техника. На выставке представлены работы ребят от 9 до 17лет: Бориной Софии «Маяк на мысе Ильи. Феодосия»; Вороновой Елены «В Щебетовке»; Глушковой А. «Лунной ночью»; Гуськовой Дарьи «У ворот Карадага»; Жуковой Вероники «Золотые ворота», «Белая скала»; Захарова Антона «Маяк», «Коктебель. У причала», «Шум волны»; Иванюк Ярославы «Вечер у моря», «Небо, море, скалы…», «Вечер у моря», «Курортное. Лодочная станция»; Королёвой Алисы «Мои фантазии»; Коноваловой У. «У синего моря»; Киселевой Марии «Друзья»; Корецкой Ульяны «Лесные напевы»; Кошелевой Катерины «Маковые поля», «В родном краю»; Меджитовой Дианы «Шум листвы», «Золотые ворота», «Осень в Крыму», «Пейзаж»; Огневой Евы «Солнечные тюльпаны»; Туркина Тимофея «Лесное озеро», «Старый город», Туркина Даниила «Крымские горы», «Удивление»; Таратыновой Татьяны «Глициния цветет»; Хадиковой Ульяны «Дыхание весны», «Судьбой и ветрами изваян профиль мой», «Весеннее полноводие»; Шандыбиной Ольги «Мечтаем вместе», «В окрестностях Коктебеля», «И над живыми зеркалами», «Солнечные одуванчики» ; Шишковой Евгении «Подводное царство»; Шишковой Нели «Летний дождик».
М. А. Волошин о роли детей в нашей жизни писал: «Взрослым же есть чему научиться от детей. Взрослые придут наконец учиться к детям, придут учиться играть. Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти». («Откровения детских игр» М. Волошин 1907г.)
Так как Дом Поэта при жизни Максимилиана Александровича и его супруги Марии Степановны был всегда открыт для творческих людей (а часто гости приезжали семьями), то детей в Волошинском доме собиралось много. Незабываемые летние каникулы в Коктебеле вспоминают многие дети того времени, получившие счастливую возможность впитать «дух Дома, идеи Волошина, испытать влияние его выдающейся личности». Жизнь детей Дома Поэта была насыщенна: купание в море, игра в потоках, лепка из глины, рисование, участие в театральных постановках, прогулки в холмы, прогулки на лодке или лошадях.
«Дети копируют взрослых в поведении, интересах, занятиях» - вспоминал Александр Пазухин, который шестилетним ребенком приехал в гости к Волошиным со своими родителями в 1925 году.- «Естественно, что живя в доме художника, я много рисовал и лепил из глины». А Леонид Евгеньевич Фейнберг, в будущем художник и теоретик искусств, пятнадцатилетним юношей прибыл в Коктебель в 1911году и написал замечательные мемуары о проведенных летних месяцах три года подряд в гостях у М. А. Волошина. Интересны эти воспоминания еще и тем, что описывают работу Максимилиана Александровича гуашью с натуры. Леонид, начинающий в то время художник, запоминал важные для него моменты общения, впитывая опыт мастера. «Макс начал меня брать с собой в горы на этюды. Тогда он писал не акварелью – гуашью… Но прекрасно помню, как бережно, как осторожно выкладывал он в ячейки складной палитры из заграничных баночек, кажется, «Виндзора и Ньютона», те краски, которые, как он предполагал, будут ему нужны в работе.
Это был период, когда Волошин работал только с натуры. Раскраске обычно предшествовал тщательно разработанный контурный карандашный рисунок. Потом, следуя карандашной схеме, наносились цвета, почти локально, почти без тонирующих оттенков. Макс тщательно следил, чтобы в итоге создавалось реальное изображение, проникнутое ощущением живого пространства, живой светотени, воздушной перспективы…
Макс прекрасно знал все окрестные мотивы. Уходя работать в горы, он заранее обдумывал, какой именно элемент киммерийского пейзажа будет ему нужен, решая, в каком общем тоне, в каком перспективном уклоне будет выполнен лист. В зависимости от творческого замысла он помещал в складную палитру больше тех красок, на которых будет основано общее цветовое решение…».
Природа Киммерии своеобразна, необычна. Вдохновляющая многих поэтов и художников, сумевших понять и полюбить ее за инопланетность пейзажей, за сдержанность палитры земли, скал, холмов, степи и насыщенность красок, закатного, рассветного неба с кружевом искусно сплетенных облаков. Выставка детского рисунка юных коктебельцев подтверждает продолжение художественных традиций заложенных М. А. Волошиным, певцом Киммерии, бессменным хозяином и хранителем Дома Поэта.