Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Выставка акварелей М.А. Волошина

Пустыни, покрывающие саваном могильники
древних культур, грезят призрачными городами,
что бродят в галлюцинирующем сне предполудней
М.А. Волошин

11 июня в 1-3 залах литературной экспозиции Дома-музея Волошина открывалась новая выставка акварелей «В желтых закатах заливы… башни и стены былых городов». «Из художественного наследия М.А.Волошина»

04 735 489

 «Исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. 01 420 279Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо — анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом — смысл Исторического Пейзажа».  Для того чтобы дать почувствовать лик земли художник должен почувствовать землю сердцем и пройти по всем ее тропинкам. Волошин много путешествовал по Европе, зарисовывая все виденное.  Два раза побывал в Испании, Испанская крепостьназывал эти места «потерянным Раем», находя большое сходство с Киммерией.

Изображение крепостей Испании – отдельная тема в его живописи. В этой стране Волошин побывал в 1901 и 1915 годах. Последнее путешествие на велосипеде через страну басков настолько переполнило впечатлениями Волошина, что после поездки он две недели зарисовывал все виденное (23 кв. метра акварели – рулон бумаги). К этим пейзажам в страшные годы революции обращался М.А. Волошин. О днях, проведенных в Испании в 1915 году, он отзывался как о единственных днях без войны, единственных наедине с природой. Несколько его работ 1919 года изображают Панкорбо – «Потерянный рай». Другие акварели – «Испания. Средневековая церковь» (1919), «Испания. Пейзаж с кипарисами» (без даты) показывают запомнившиеся места этой удивительной страны.

Испания. Пейзаж с кипарисами.Испания. Монастырь в горах

О природе Испании, Волошин откликался: «Немного иное, но так же хорошо, как Кара-Даг. И все это бесконечно близкое – очень много элементов Киммерии».  Эту схожесть двух мест Европы заметил впервые основатель дачного поселка Коктебель Эдуард Андреевич Юнге, сравнив вид на коктебельскую бухту с пейзажем долины Аликанте на восточном побережье Испании. На берегу находится одноименный город с средневековой крепостью на холме. В Коктебеле на холме Тепсень также находилось древнее поселение, которое во времена Волошина называли Каллиерой. После землетрясения 1927 года М. Волошин сделал план городища, показав направление улиц, фундаменты домов.

Каллиера; Тихие долиныВид на Сюрю-Кая

Волошин пишет и несколько акварелей на эту тему. Одна из акварелей «Каллиера» представлена на выставке. Средневековому городу на Тепсене посвящено и стихотворение, вошедшее в цикл «Киммерийская весна».

По картам здесь и город был, и порт.
Остатки мола видны под волнами.
Соседний холм насыщен черепками
Амфор и пифосов. Но город стёрт…

«Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль», - писал Волошин в своей автобиографии в 1925 году. Ему шел сорок девятый год, он «доживал седомое семилетие жизни». Поэт, художник и философ Максимилиан Волошин увидел в ландшафте юго-восточного Крыма, историю человеческих отношений. Он стремился увидеть современность в исторической перспективе…

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас..

Выставка продлится до 11 ноября.

10 735 49011 420 28012 420 28013 420 280

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт