Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Творческие судьбы Константина Паустовского и Александра Грина, при внешних несовпадениях биографических моментов объединили и пребывание на земле Старого Крыма, к счастью, увековеченное в создании дома-музея каждого из писателей, что особенно важно, роль, сыгранная в истории отечественной литературы. Творения, справедливо получившие призвание у миллионов читателей, не просто продолжили лучшие традиции дореволюционной прозы. Они отмечены глубоко независимым взглядом на окружающий мир, своеобразной романтикой постижения человеческой судьбы, свободой духа, которая пронизывает замечательные описания природы, или постижение чувств и переживаний героев. Во многом судьбоносным становится показ выставки петербургского художника Татьяны Шлыковой в Доме-музее К.Г.Паустовского. В ее полотнах образ Алых парусов предстает символом сближения – и подлинного единения невских и черноморских берегов. Мир, созданный талантом писателя, находит осмысление и самобытное живописное воплощение в произведениях, которые будут экспонироваться в формате виртуальной выставки. Полотна Татьяны Шлыковой можно рассматривать как диалог культурных пространств Петербурга-Петрограда и Крыма, где рядом с Александром Грином и Константином Паустовским работали другие великие художники и литераторы.

Пейзажные мотивы Шлыковой, где верность натурному впечатлению дополняется ее творческим претворением, не случайно вызывают в памяти страницы литературных работ Александра Грина и Константина Паустовского. Мы прикасаемся вместе с автором к миру камерных петербургских мотивов с их неизменными приметами – каналами и реками, где разворачивается феерия Алых парусов, и, конечно, к миру романтики открытого морского простора, которую мы особенно полно и ярко переживаем на крымских берегах. Аннотации к каждой работе позволят лучше понять живописное и образное содержание каждого произведения в отдельности, и, с другой стороны, уяснить их место и значение в общем контексте всей выставки. В заглавной ее картине «Алые паруса» легендарный корабль, проложивший в пространстве живописи Татьяны Шлыковой курс от Северной столицы к Феодосии и Старому Крыму, объединяет фантазию и реальность, творчество и жизнь, а отчасти – и судьбы двух классиков русской литературы, книги которых, следуя завету Дмитрия Лихачева, надлежит читать и перечитывать.

Руслан Бахтияров
Кандидат искусствоведения

«Феодосия. Вид на мыс Св. Ильи»

Феодосия. Вид на мыс Св. Ильи и маяк. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Феодосия. Вид на мыс Св. Ильи и маяк. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Представленные на выставке крымские мотивы написаны Татьяной Шлыковой с натуры и, подобно полотнам петербургского цикла, посвящены достопримечательностям киммерийских берегов, тоже выступающим их символами, лишенными, правда, лоска посещаемых туристических объектов. Не случайно в этих работах есть свой «метасимвол» – безбрежный, свободно открытый в бесконечность мир открытого простора. Для автора картины это – мир романтики, которую мы вслед за великим писателем и его героями наиболее полно и ярко переживаем на крымских берегах. Не случайно в работе «Феодосия. Вид на мыс Святого Ильи» доминантой выступают крупные композиционные отношения (например, небо и горы или земля и море). Весомость земных форм подчеркнута контрастностью масштабов – возвышающихся огромными уступами скал, маяка и протяженной полосы мыса, что вдается в водную гладь.

«Коктебель. Горы»

Коктебель. Горы. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Коктебель. Горы. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

В работах, посвященных Коктебелю – обители другого классика русской литературы Максимилиана Волошина создается величественный образ, где интенсивный цвет способен раскрыть одухотворенность натуры, буквально вбирающей в себя весь комплекс чувств и переживаний художника. Мощным запоминающимся аккордом дан изгиб уходящего вдаль склона горного хребта. Таким интенсивным природным краскам в «крымских» работах Татьяны Шлыковой принадлежит большая эмоциональная роль. Еще один полноправный герой картины – море. Спокойное и грозное, вспененное мощными волнами, оно создает яркий и богатый колорит, целый калейдоскоп красок и оттенков, буквально взывающих к воплощению на поверхности холста или бумаги. Это помогает ощутить в зеркале живописи и пережить вместе с автором картины целый спектр ассоциаций, связанных с литературными образами героев «Алых парсов» и «Бегущей по волнам».

«Феодосия. Башня Константина»

Феодосия. Башня Константина. 60х40. Холст на картоне, масло. 2019

Феодосия. Башня Константина. 60х40. Холст на картоне, масло. 2019

Крым – благословенная земля, уникальное место, где сохранились следы сменявших друг друга культур – скифской, античной, мусульманской и христианской... Переплетение и столкновение разных конфессий превращало этот географический объект в своеобразную арену, на которую столь ярко выступали и на которой взаимодействовали (и часто спорили и боролись) судьбы выдающихся личностей и целых народов… Все это не могло не отразиться в обращении художника к понятию истории, что особенно остро переживается в образах ее безмолвных свидетелей. Один из них, уже седьмое столетие выступающий подлинным оплотом Феодосии, запечатлен в работе Татьяны Шлыковой. Башня Константина и фрагмент крепостных ворот предстают в едва уловимом романтическом ореоле, созвучном интонации многих творений Александра Грина. Старая башня, хранящая следы генуэзской и турецкой истории и культуры, естественно включена в характерный южный ландшафт. Она чуть приоткрывается подобно театральному занавесу за плотной зеленью древесной кроны – и в этом тоже есть момент недосказанности, романтической мечты, выступающей сердцевиной лучших произведений замечательного писателя.

«Феодосия. Храм Св. Саркиса»

Феодосия. Храм Св. Саркиса. Пасмурно. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Феодосия. Храм Св. Саркиса. Пасмурно. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Еще один старинный памятник Феодосии продолжает и развивает пластическую и образную идею, ставшую основой «Башни Константина». Сурб Саркис, самый древний по времени создания храм армянской общины Феодосии с момента своего возведения (первая половина четырнадцатого столетия), становится подлинной цитаделью великой культуры. Вера, а вместе с нею образование, искусство, философия находили приют под сводами храма, вместившего в себя целые пласты истории Феодосии и тех, кто прославил ее в веках. Храм Святого Саркиса помнит первые дни жизни Ивана Константиновича Айвазовского, он же стал местом, где великий маринист нашел свой последний приют… Эта нерасторжимая связь духовной святыни армянского народа на киммерийских берегах с историей русской живописи, возможно, также определила поэтику образа в картине Татьяны Шлыковой. Здесь – и суровое величие армянского храмоздательства, выраженное в простой и четкой логике композиционного строя, и терпкий колорит средиземноморского ландшафта, как бы оттеняющий спокойную и мужественную простоту памятника средневекового зодчества.

«Коктебель. Вид на мыс Хамелеон»

Коктебель. Вид на мыс Хамелеон. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Коктебель. Вид на мыс Хамелеон. 40х60. Холст на картоне, масло. 2019

Мыс Хамелеон – один из удивительных природных объектов, которыми так богат Крым. Способность неоднократно менять цвет в зависимости от времени суток и погоды позволила дать этой узнаваемой примете коктебельского ландшафта именно такое интригующее название. Здесь живописная материя то слегка вздымается, словно вступая в соперничество с рельефностью геологической породы, из которой сложен глиняный мыс, то как бы успокаивается в глади моря. Для автора важен момент зрительного восприятия картины, которая при первом взгляде на неё побуждает к сопоставлению знакомого, узнаваемого – объекта изображения, и непривычного – способа изображения, живописной манеры. Она в полотнах Татьяны Шлыковой порой воспринимается как нечто самодостаточное, однако на деле сохраняет внутреннюю связь с объективными качествами натуры, с её непреложными закономерностями. Быть может, не случайно сам Мыс хамелеона в общем контексте крымской серии может выступает символической ипостасью горизонта. Он обозначает предел визуального освоения глубины пространства но вместе с тем побуждает продолжить путь уже по ту сторону горизонта. Но уже в ином, метафорическом измерении, доступном только искусству, для которого не существует строгих, раз и навсегда определенных барьеров, границ и рубежей. Мир «Алых парусов» Александра Грина и посвященных им живописных работ Татьяны Шлыковой – веское тому подтверждение.

«Коктебель. Кара-Даг»

Коктебель. Кара-Даг. 40х60. Холст на картоне, масло. 2017

Коктебель. Кара-Даг. 40х60. Холст на картоне, масло. 2017

В Коктебеле и его окрестностях крымский пейзаж, пожалуй, в полной мере раскрывает свое эпическое первозданное величие. Триада стихий – море, небо и горы – лишены здесь эффектного туристического антуража. Сезанн, сделавший эти стихии своего рода пластическим содержанием своих великих пейзажей, открыл целую живописную систему, которую современный художник может трактовать свободно, раскованно. В изображении громады Кара-Дага присутствует особая символика первозданного эпического величия могучих созидательных сил природы. Такая символика отнюдь не является внешней, но «прорастает» из самой живописной материи, экспрессивного и в то же время сдержанного хода воплощения замысла в композиции, цвете, красочной фактуре. Эта материя может хранить ощущение первозданной энергии природы – и таинство творческого процесса. Здесь также во многом приоткрывается романтика открытия сокровенного мира личности художника (и художника слова – в том числе).

«Осень в Летнем саду»

Осень в Летнем саду. 50х70. Холст, масло. 2008

Осень в Летнем саду. 50х70. Холст, масло. 2008

В петербургской серии есть работы, где совершается неспешное погружение в традиционные петербургские мотивы в пору весеннего цветения или «пышного природы увяданья». Уходящая к Инженерному замку перспектива Фонтанки в осеннем Летнем саду позволяет зрителю совершить неторопливую прогулку по аллее, плавно уходящей в глубину и определяющей простую и гармоничную структуру композиции. Здесь важен и особый эмоциональный колорит, поддерживающий то одновременно празднично-яркое и щемящее, меланхоличное осеннее настроение. Как мы знаем, в литературном произведении оно может быть создано особой ритмикой фразы, спектром ассоциаций и метафор, как бы невзначай подсказанных автором. А в живописном произведении столь же важно создание цветовой, пространственной среды, зримо соединяющей тонко прописанные очертания замка и осеннюю листву, в которой готов раствориться не только камерный уголок Летнего сада, но, кажется, и целый город. Здесь мы и завершаем прогулку по петербургским маршрутам Александра Грина и вместе с художницей отправляемся на другие, крымские берега «Алых парусов».

«Банковский мост. Пейзаж с художницей»

Банковский мост. Пейзаж с художницей. 50х70. Холст, масло. 2008

Банковский мост. Пейзаж с художницей. 50х70. Холст, масло. 2008

Как мы уже знаем, каждая из представленных на выставке картин петербургской серии обращена к замечательным памятникам Северной Пальмиры. Эти бесценные шедевры зодчества и просто узнаваемые уголки города служили и служат до сих пор хранителями романтического духа культурных свершений, что связывают в представлении истинного творца прошлое, настоящее и будущее. Ведь и сам процесс созидания нового каждый раз повторяется в процессе исполнения каждого художественного произведения, идет ли речь об изобразительном искусстве, музыке, театре. И, конечно, о литературе. Художница, увлеченно работающая возле Банковского мостика, в картине Татьяны Шлыковой буквально открывает заново для себя и для зрителя город с удивительной, уникальной, одновременно прекрасной и трагической судьбой. Эта работу можно представить и как размышление о творчестве как поиске самого себя в романтическом переживании неповторимости своего дара. Художнику и здесь под силу запечатлеть и одновременно пересоздать частицу мира в соответствии со своим неповторимым даром.

«Алые паруса»

Алые паруса. 60х38,5. Фанера, масло. 2018

Алые паруса. 60х38,5. Фанера, масло. 2018

Эта картина выступает смысловой, образной доминантой экспозиции, объединяющей оба ее раздела – «Петербург» и «Крым», сближающая их в символическом пространстве мечты, ставшей реальностью. Мир, созданный талантом писателя, и праздник выпускников, возрожденный в наступившем тысячелетии. Само решение картины создает удивительную ауру, где событие, запечатленное художником, кажется увиденным сквозь «магический кристалл» искусства живописи. Реальное растворяется то в энергичной динамике широких прикосновений кисти, то в зыбком мерцании оттенков. Сам ход воплощения авторского замысла подобен движению парусника по невским волнам – и смелому полету мечты, который может быть раскрыт в художественном слове или в многозначном живописном образе. Легендарный корабль, проложивший в пространстве выставки курс от Северной столицы к Феодосии и Старому Крыму и навсегда объединивший для автора искусство и жизнь.

«Петропавловская крепость»

Петропавловская крепость. 40х60. Фанера, масло. 2003

Петропавловская крепость. 40х60. Фанера, масло. 2003

Работы «петербургской серии» Татьяны Шлыковой – вдохновенное посвящение городу, ставшему неотъемлемой частью творческой судьбы Александра Грина и современной петербургской художницы. Шпиль Петропавловского собора, освещенный вышедшим лишь на мгновение солнцем в пасмурный день… Бастионы крепости даны предельно обобщенными цветовыми пятнами. Условные геометрические формы создают своего рода ритмичную, не лишенную внутренней пластической напряженности декоративную аппликацию, «вложенную» в достоверно переданное пространство городского мотива. Петропавловка – один из главных символов города на Неве, его опора и защита, его подлинная основа (связанная с самим фактом основания Северной столицы) и одновременно образ, наделенный романтикой покорения морских просторов, связанный с победами русского флота. А для нас она – подлинный символ Петербурга, его эмблема, всемирно известный шедевр зодчества, выступающий обязательной частью грандиозного праздника «Алых парусов».

«Весна. У Никольского собора»

Весна. У Никольского собора. 70х50. Холст, масло. 2008

Весна. У Никольского собора. 70х50. Холст, масло. 2008

Городские мотивы у Татьяны Шлыковой, как правило, собираются в мощные композиционно-пластические структуры или написаны так легко и свободно, что кажутся окутанным лирическим флером. Мы вслед за художницей словно заново обретаем реально существующий, зримый мир не только в условных декоративных формах, в диссонирующих пространственных композиционных и цветовых «смещениях», но и в стремлении увидеть ясную и светлую поэзию, когда автор словно стремится постичь естественную красоту натуры вне стремления к ее выраженной пластической интерпретации. Быть может, не случайно гармония и тихая, умиротворенная красота сопутствуют образу Никольского собора – своего рода сердца Коломны, составившей заметную страницу в литературной летописи Северной столицы. И если Владимирский собор у Шлыковой вызывает ассоциации с классическим «Петербургом Достоевского» в пору кульминации его творческого пути, с теми знаковыми местами, что связаны с судьбой писателя, то другой знаменитый памятник петербургской храмовой архитектуры запечатлен в пору уже совсем близких белых ночей. А эта, еще одна литературная ассоциация, обращенная к началу большого пути гениального русского писателя, тоже открывает путь к романтическим ассоциациям, связующим в единый цикл картины – посвящения Петербургу.

«Владимирский собор»

Владимирский собор. 70х80. Холст, масло. 2011

Владимирский собор. 70х80. Холст, масло. 2011

Нашему взору, кажется, неожиданно открывается здание Владимирского собора в пространстве узкого переулка, торжественно венчающего узкое пространство между стенами домов… Так создается ощущение всепроникающего движения, переполняющего пространство холста и создающего ощущение пространственной глубины – намеченной и тут же замкнутой объемом величественного храма.  Путь к нему – не просто физическое и визуальное освоение пространства, которое зритель совершает вслед за художником. В какой-то мере это – путь духовного восхождения как залог создания эстетически полноценного художественного образа. В напряженном взаимодействии живописных структур порой как бы выводится на поверхность тот «нерв» творческого процесса, который исправно обеспечивает преемственную связь между творческими обретениями разных эпох. 

«Санкт-Петербург. Мойка»

Санкт-Петербург. Мойка. 60х86. 2003

Санкт-Петербург. Мойка. 60х86. 2003

Образ литературного Петербурга связан не только с биографиями великих писателей и поэтов, обессмертивших его имя. Своя поэтика, близкая ритмике блестящих образцов стихотворного творчества, заключена в классически строгом облике архитектурных ансамблей и памятников, в самих плавных и четких очертаниях одетых в гранит набережных, обрамленных протяженными линиями зданий. Картина «Мойка» привлекает конструктивной устойчивостью композиции, и, в то же время, настоящей свободой в трактовке архитектурных форм. Купол Исаакиевского собора выступает светлым охристым пятном, словно постепенно выходящим за границы естественных очертаний. Взгляд поневоле сосредотачивается на линии набережной, написанной плотными широкими мазками и выдержанной в холодной гамме, и затем переключается на упругий ритм чередующихся вертикалей и горизонталей в изображении шеренги домов. Широкий круг литературных ассоциаций, который возникает у нас при упоминании набережной реки Мойки и ее «окрестностей», словно подтверждается в картине Татьяны Шлыковой точно найденной мерой живописного  обобщения. Город, оставаясь узнаваемым, знакомым, кажется неуловимым, открытым для новых поэтических толкований…

Биографическая справка:

Шлыкова Татьяна Викторовна - художник, реставратор, искусствовед, педагог. Родилась, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (диплом с отличием) и аспирантуру там же. Художник-реставратор Государственного Эрмитажа, реставратор I квалификационной категории. Доцент кафедры реставрации и экспертизы объектов культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры. Победитель правительственных конкурсов «Музы Санкт-Петербурга», «Миссия – сохранить!». Член Союза художников России. Участница многочисленных художественных выставок, среди них восемь персональных. Член Ассоциации искусствоведов (АИС). Автор более 50 печатных работ, в том числе научной монографии. Кандидат искусствоведения. Включена в Единый реестр профессиональных художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.).

Руслан Анатольевич Бахтияров. Родился 21 мая 1982 года в Ленинграде. Учился в Городской художественной школе № 1 (1993 – 1997 годы) и на факультете теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (1999–2004 гг., диплом с отличием). В 2004–2007 году учился на очном отделении аспирантуры. В 2008 году защитил диссертацию по теме «Живопись блокадного Ленинграда» на соискание ученой степени «кандидат искусствоведения».

Член Международной ассоциации искусствоведов (АИС) с 2008 г., член Союза художников России (с 2010 г.), дипломант Российской Академии художеств (2015), доцент Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА имени А.Л.Штиглица. Автор более 170 публикаций – вступительных статей к альбомам и каталогам выставок и научных статей в периодических изданиях.

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт