С каждым днем все диче и все глуше
Над Россией цепенеет ночь:
… Слух ползет, что Гумилев расстрелян.
М.А. Волошин. На дне преисподней.
Памяти А. Блока и Н. Гумилева
14 октября в ГБОУ РК «Феодосийской специальной школе-интернате» прошла лекция-презентация «Темен жребий русского поэта: Гумилев, Волошин и Коктебель» для детей с ограниченными возможностями.
Лекция, посвященная искусству Серебряного века, рассказывает о значении Киммерии и Коктебеля в судьбе знаменитого русского поэта – Николая Степановича Гумилева, о самой знаменитой мистификации того времени и об истории последней дуэли поэтов в России.
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) – русский поэт, писатель. Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – русский поэт, переводчик, художник-пейзажист. Они познакомились в Париже в 1908 году, когда Макс уже был признанным литературным критиком, а Гумилев только начинал свой творческий путь и видел в Максе образ идеального поэта. Через год они вновь встретились в Петербурге, стали вместе посещать творческие вечера, где также бывала и молодая поэтесса Елизавета Дмитриева.
Благодаря любви к розыгрышам Волошин, используя стихи Дмитриевой, создает одну из самых знаменитых мистификаций о Черубине де Габриак – таинственной поэтессе, которую никто никогда не видел. Весь Петербург был увлечен ее стихами и созданным поэтическим образом прекрасной незнакомкой.
Взаимоотношения с Дмитриевой привели Волошина и Гумилева к разрыву дружбы и дуэли - последней дуэли русских поэтов.
Только через двенадцать лет Волошин и Гумилев случайно встретились в Феодосии и примирились, через месяц Гумилева расстреляли, обвинив в участии в заговоре против власти.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
В школе-интернате обучаются дети с различными нарушениями слуха. Для лучшего усвоения материала учащимися информация была представлена в виде презентации с большим количеством наглядного материала. Дети познакомились с фотографиями и репродукциями предметов из фондов музея. Материал был подан на основе воспоминаний Максимилиана Волошина, поэтессы Елизаветы Дмитриевой (Черубины де Габриак) и их современников: поэта и писателя Алексей Толстого, искусствоведа Эриха Голлербаха, Николая Чуковского (сына детского писателя).
Лекция входит в цикл «В гармонии с собой и окружающим пространством», посвященный деятелям искусства, и проводится для детей-инвалидов в рамках программы по музейной педагогике.