В Литературно-художественном музее прочитана лекция «Из глубины веков» средневековое производство стекла» заведующим сектором научно-фондовой работы Литературно-художественного музея Сеттаровой ИринойВ Литературно-художественном музее 23 октября 2020 года была прочитана лекция «Из глубины веков» средневековое производство стекла».

Первое стекло создала сама природа – вулканическое стекло из раскаленной лавы. А история производства стекла человеком насчитывает несколько веков. Зародилось производство в долине Нила и в Месопотамии в IV – III тысячелетии до нашей эры. Сначала стекло использовали для изготовления украшений, которые ценились так же, как и изделия из драгоценных металлов и камней.

На территории Крыма ранние находки стеклянных предметов относятся к VI – V векам до нашей эры.

Покрыв стекло амальгамой, человек изобрел зеркало. Сперва металлические, а потом зеркала из стекла начали встречаться в домах князей и бояр в XVII веке, но довольно редко, из-за поверья, приписывавшего изобретение зеркал дьяволу. Первую зеркальную фабрику в России завел в 1716 году в Санкт-Петербурге князь Меньшиков.

Европу стекло завоевало только в средние века: оно использовалось как в быту, так и при строительстве храмов для изготовления цветных витражей. В жилых домах знати начали появляться окна с крестообразным переплетом, который символизировал крестное знамение и оберегал здание и его жителей от несчастий. К концу I тысячелетия существенно изменились методы производства стекла в Европе, особенно это коснулось состава сырья.

Лекция «Из глубины веков» средневековое производство стекла» в Литературно-художественном музее

С XIII века начала свой отсчет история венецианского стекла, основанная на упорном стремлении венецианцев добиться монополии в европейском стеклоделии. Мастера стали добавлять в расплав небольшое количество свинца, что сделало венецианское стекло еще более прозрачным. В конце XIII века в Венеции насчитывалось уже более тысячи стекловаренных печей. Но частые пожары, вызываемые их круглосуточной работой, вынудили городские власти перенести производство на расположенный поблизости остров Мурано. В 1454 году в Венеции был издан закон о смертной казни за разглашение тайны получения венецианского стекла. Мастерам и их семьям грозили тюрьмой и смертью за попытки покинуть Венецию. Изделия из муранского стекла ценились в Европе невероятно высоко, считались предметами роскоши и были очень дорогими. Венецианские дожи подносили изделия из стекла в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город.

Конец этой монополии был положен изданием книги "Искусство стекла", в которой полностью описывалась технология его производства. Теперь во всей Европе стало возможно производить изделия в "венецианской манере". Дальнейшая история показала, что для производства уникальных по красоте изделий одних знаний недостаточно. Многие знают ноты, но лишь избранные сочиняют музыку. Уникальность изделий заключается в их необычном способе производства. Современная технология изготовления стекла в упрощенном виде выглядит следующим образом: расплавленный кварцевый песок льют на слой зеркально гладкого олова. Весь процесс от начала и до конца автоматизирован и протекает в специально созданных условиях. Конечный результат - идеально гладкое, привычное для нашего взгляда стекло. Для изготовления цветного стекла применяются окиси цветных металлов. Зеленый цвет дает окись железа, зеленый или красный тон - окись меди. Синий цвет получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь золота. Прозрачное венецианское стекло, знаменитое cristallo, поражает хрустальной радужной игрой света и особой легкостью. С помощью окиси олова получают непрозрачное белое стекло молочного оттенка. Большое разнообразие окраски и узора свойственно агатовому стеклу, состоящему из различно расположенных и различно окрашенных слоев. Муранское стекло, несмотря на развитие технологий, изготавливается исключительно ручным способом. Дыхание - вот тот компонент, который его оживляет, придает ощущение воздушности и легкости. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на
огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... Таким способом изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась никаким усовершенствованиям.

Вашему вниманию предлагаю предметы из фондовой коллекции Литературно-художественного музея: украшения из стекла

1

Бусы из пастового стекла, бусы с геометрическим орнаментом и разной окраски

23

Фрагменты стеклянных браслетов синего и золотистого цветов

На территории монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), расположенного в 4,5 километрах от города Старый Крым в средние века была большая больница, в монастыре писались и переписывались книги. В результате проведенных раскопок в 1992 – 1996 годах в монастыре археологической экспедицией Академии наук Армении, руководитель Фрина Суреновна Бабаян были найдены изделия из стекла: пузырьки, фрагменты чернильниц, фрагменты оконных стекол. Выделяются пузырьки с узкими горлышками для хранения лекарств, ароматических масел. Археологической экспедицией были найдены на территории монастыря фрагменты оконных стекол. Для средневековья это было дорогим удовольствием. Вероятно, роскошь церкви Сурб-Ншан (Святое Знамение) придавали оконные стекла.

Один из интересных предметов, найденный на территории монастыря Сурб-Хач выставлен в экспозиции Литературно-художественного музея: стакан белого цвета, поверхность которого разделена на прозрачные и матовые квадраты. На матовых квадратах, при определенном ракурсе обзора, можно разглядеть изображения креста.

45

Фрагменты чернильниц салатного и коричневого цветов

В Старом Крыму проводит раскопки более сорока лет археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа, руководитель Марк Григорьевич Крамаровский. В 2004 году на поселении Бокташ II были найдены фрагменты еще одного стеклянного бокала, реставрация Василия Дмитриевича Гукина, участника экспедиции.

6

Стеклянный бокал

Кубок, покрытый эмалью с тремя гербами и ветвями винограда, найденный в 2004 году на поселении Бокташ II в хозяйственной яме старокрымской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа.

7

Венецианский кубок с гербами

Одним из предметов коллекции Литературно-художественного музея является стеклянная лампа, найденная на поселении Бокаташ II старокрымской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа в 2007 году.

Лампа, высотой - 14 см, имеет сферическое тулово, с диаметром 10,5 см, без поддона и высокую отогнутую наружу горловину. Высота горловины - 4 см, а наибольший диаметр - 11,2 см. Она снабжена тремя петлями для подвешивания. Петли расположены в верхней части тулова у горловины. Они выполнены в виде гладких полуколец с налепами, которые охватывают всю полусферу резервуара вплоть до придонной части лампы. Широкий валик налепа кроме декоративной функции выполнял армирующую роль и позволял без риска удерживать на весу наполненную маслом лампу. По всей длине валик украшен волнистым жгутом из гутного стекла. Гутами называли печи для плавления стекла, отсюда и пошла название техники. При высокой температуре стекло плавится и можно мягкие стеклянные поверхности приварить друг к другу.

Стекло лампы полупрозрачное, не очищенное, зеленоватого тона. Лампа была слегка деформирована еще в горячем состоянии. Толщина стекла по всему объему распределена неравномерно и колеблется от 0,1 см в верхней части тулова, до 0,2 см у донной части и у края горловины. Снаружи центр полусферы дна отмечен выдутым зацело утолщением стекольной массы, уподобленным уплощенному шару.

8

Стеклянная лампа

voloshinskij sentjabr midliteraturnyj festivalvoloshinskij konkursvoloshinskij premija midhudozhestvennyj plenjer
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Войдите в свой аккаунт